К концу 2024 года федеральный проект по созданию Единого цифрового контура (ЕЦК) в здравоохранении должен выйти на финишную прямую. Внедрение IT–решений в медицинскую сферу не только упрощает работу врачей и управление системой здравоохранения в целом, но и делает медицинские услуги более доступными для пациентов. Траектория меняется Кампания по массовой цифровизации здравоохранения стартовала в России в 2011 году. Однако вопрос организации Единой государственной информационной системы сферы (ЕГИСЗ) всё ещё остаётся не решённым до конца. Несмотря на колоссальные инвестиции (свыше 100 млрд рублей за всё время), к системе до сих пор подключены не все медорганизации страны. Причём проблемы с присоединением возникают как у государственных поликлиник и больниц, так и у частных клиник. Но в целом в профессиональном сообществе инициативу одобряют и приветствуют. Как рассказал генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин, единая информационная система предназначена для создания Единого цифрового контура в здравоохранении. «Интеграция с ЕГИСЗ стала обязательной для всех медицинских организаций, — поясняет эксперт. — Она необходима для того, чтобы обеспечить эффективное управление данными пациентов, повысить качество медицинских услуг и оптимизировать деятельность всей системы здравоохранения». По словам Александра Солонина, благодаря ЕГИСЗ пациенты смогут получать доступ к своим медицинским данным и записываться на приём к врачу через интернет. Что ещё более важно, у медиков появляется возможность собирать и анализировать данные о здоровье людей. «В перспективе это поможет разрабатывать эффективные стратегии и программы по улучшению здоровья граждан, которые получают медицинскую помощь в организациях всех форм собственности. Фактически это информационное объединение всех видов ресурсов отрасли здравоохранения», — считает эксперт. Менеджер по развитию компании «Нетрика Медицина» Наталия Долгова отмечает, что посредством цифровизации медицина в целом меняет свою траекторию развития «От болезнецентричной модели, когда пациент получает помощь по факту заболевания, она разворачивается в сторону здоровьецентричной модели», — поясняет она. По словам эксперта, это означает, что сегодняшний пациент хочет быть активным участником в вопросах сохранения своего здоровья. А для этого ему необходимо постоянно мониторить свои медицинские показатели, следить за критическими отметками, прогнозировать возможное развитие того или иного заболевания и в итоге не допускать его. Доступ к актуальным цифровым данным вполне может это обеспечить. Тяжкое бремя Завершению интеграции в единый цифровой контур мешает ряд проблем. В первую очередь с ними сталкиваются частные клиники. Например, финансовое бремя по интеграции в ЕЦК и передаче данных в ЕГИСЗ возложено на сами медицинские организации. Этот фактор является серьёзным тормозом процесса. «Создание и поддержание системы передачи данных является обязанностью каждой медицинской организации независимо от её формы собственности, — комментирует Александр Солонин. — Однако государственные учреждения эти затраты покрывают из бюджета, а частные клиники вынуждены финансировать самостоятельно из своих доходов. Даже если активно работают в системе ОМС». Соответствующее оборудование и программное обеспечение для интеграции с системой требует немалых денежных затрат. Если для крупных сетевых медицинских компаний материальный аспект, как правило, не является чем–то критичным, то для небольших клиник это бремя зачастую становится неподъёмным. При этом, по подсчётам «ДП», в 2024 году доля одиночных игроков на рынке частной медицины Петербурга составляет 20%, или более 600 клиник. Но и просто отказаться в целях экономии от присоединения к государственной системе они не могут. По словам Александра Солонина, в соответствии с российским законодательством медицинские организации обязаны передавать определённые виды информации в ЕГИСЗ — данные о пациентах, результаты лабораторных исследований и так далее. «За отказ медицинских организаций от передачи данных в ЕГИСЗ могут быть применены различные санкции, включая штрафы и административную ответственность. Размер штрафа зависит от степени нарушения и может достигать значительных сумм», — комментирует эксперт. «Уже сейчас есть подобная судебная практика, — подтверждает исполнительный директор компании “ЭлНетМед” Максим Таланов. — Иногда сам пациент, зная, что ЕГИСЗ уже передаёт данные на портал «Госуслуги», не находит там протокола консультации после посещения врача. В связи с этим он пишет заявление в Росздравнадзор, на основании которого представители ведомства приходят с проверкой в коммерческую медорганизацию». В подобной ситуации клинике даётся 2 месяца на устранение нарушения. Если же всё остаётся как было, компании выписывают штраф, размер которого может достигать 150 тыс. рублей. Третье посещение Росздравнадзором грозит организации отзывом лицензии. «Это вполне практические случаи, которые сейчас происходят. Но медорганизации не всегда об этом знают», — говорит Максим Таланов. Важно для всех По словам Александра Солонина, по факту сегодня не все частные клиники передают в полном объёме данные в ЕГИСЗ. В основном это происходит по нескольким причинам. Помимо уже упомянутой финансовой составляющей существует проблема квалификации кадров: знаний главврачей и руководителей клиник о процессах информатизации бывает недостаточно. Для их изучения необходимо время, а его у специалистов, как правило, нет. Крупные клиники с хорошей рентабельностью для решения находят квалифицированного специалиста и нанимают его на отдельную должность. У небольших игроков ресурсов на наём такого эксперта и оплату его труда опять–таки хватает далеко не всегда. «Процесс осуществляется в интересах наших граждан. Поэтому актуальным было бы предоставлять субсидии или специальные гранты для поддержки интеграции в ЕГИСЗ. Особенно для частных клиник, услуги которых имеют в регионе высокую социальную значимость», — подчёркивает Александр Солонин. При этом он оговаривается, что пациенты обращаются в разные частные клиники, не только в социально значимые, поэтому помогать надо всем. Ведь именно возможность знать всё, что ранее происходило с пациентом, которую даёт ЕГИСЗ, сводит к минимуму риск врачебной ошибки.