Российские разработчики программного обеспечения стали больше зарабатывать внутри страны. Экспорт софтверных продуктов пока не оправдывает ожиданий. В 2023 году доля продаж на внутреннем рынке в структуре совокупного дохода российских разработчиков программного обеспечения (ПО) значительно увеличилась, достигнув 76,2% по сравнению с 65,6% в 2022–м. Такую статистику опубликовала ассоциация «Руссофт». По мнению аналитиков, это свидетельствует о возросшем спросе в условиях импортозамещения. Но этот же рост подчёркивает трудности с развитием экспорта. Друг ты мне или не друг? Прогноз ассоциации относительно изменений в географии продаж российских софтверных компаний по итогам 2023 года в основном оказался точным. Предполагалось, что доля российского рынка достигнет 72%. При этом доля экспорта в страны ближнего зарубежья, вопреки ожиданиям, снизилась до 10% вместо прогнозировавшихся 13%. Предсказание по снижению доли макрорегиона «США и Канада» с 5,9 до 3,3% оказалось практически точным (ожидалось 3,0%). Также справедливым оказался прогноз по Европе, где доля снизилась до 3,8%, немного превысив ожидаемые 3,4%. Однако прогнозы по Южной и Восточной Азии были слишком оптимистичными: доля этого региона составила лишь 3%, тогда как ожидалось почти 5%. Согласно прогнозу «Руссофта», основанному на ожиданиях компаний–разработчиков, опрошенных в начале 2024 года, в текущем году доля России в общем объёме продаж софтверной индустрии снизится до 72,2%. Соответственно, предполагается, что доля продаж на зарубежных рынках вырастет. Также, по прогнозам, ожидается дальнейшее сокращение доли продаж российских компаний в макрорегионах США и Канада, Европа (исключая Россию и ближнее зарубежье), Австралия и Новая Зеландия. В то же время ожидается увеличение продаж на других рынках, включая страны, которые считаются дружественными. Продажи в ближнее зарубежье по итогам года должны увеличиться с 10,2 до 11,9%. В Африку — с 1,1 до 2%, на Ближний Восток — с 1 до 2,3%, в Южную и Восточную Азию — с 3 до 3,7%, в Южную и Центральную Америку — с 1 до 1,3%. При этом продажи в США и Канаде упадут с 3,3 до 2,7%, в Европе — с 3,3 до 3,1%, в Австралии и Новой Зеландии — с 0,6 до 0,5%. Для сравнения: продажи российского ПО в Европу в 2019 году занимали 13,6%, а в США и Канаду — 16,3%. Не готовы к цифровизации Несбывшиеся ожидания по росту продаж в Юго–Восточную Азию и Африку президент «Руссофта» Валентин Макаров объясняет тем, что прогнозы вообще часто оказываются преувеличенными. «Это связано с психологией предпринимателя, ставящего перед собой в условиях неопределённости максимально высокую задачу. Эту неопределённость относительно экспорта можно было бы уменьшить за счёт государственной поддержки. Но, к сожалению, до сих пор экспорт компьютерных услуг не входит в число приоритетов ни одной госпрограммы», — подчеркнул он. Генеральный директор Setere Group Олег Ивченков считает, что такая динамика продаж в дружественные страны была ожидаемой. «Это не особо удивительно, потому что сам рынок отечественного софта проходит сейчас стадию формирования. И ситуация на финансовых рынках (в области взаиморасчётов между странами) крайне неопределённая. Как нам будут платить за софт — в юанях, рупиях, рублях, долларах? В какие отрасли поставляется софт? Позволяет ли распространение отечественных или совместимых с ними ОС говорить о достаточном рынке? С софтом спешить нельзя, это история на годы», — рассуждает эксперт. Руководитель IT–подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырёва отмечает, что некоторые дружественные страны не готовы к глубокой цифровизации. Для работы российских IT–решений, экспортируемых за рубеж, необходима развитая инфраструктура. Однако не у всех стран она сегодня имеется — в некоторых из них не закрыты даже базовые цифровые потребности (например, подключение домов к электричеству и интернету). «Возникают сложности входа на новые рынки. Основной барьер здесь — менталитет страны, куда планируется экспорт. Бизнесу крайне важно изучить новый рынок не только с точки зрения спроса на те или иные IT–продукты, но и с точки зрения культуры», — добавила она. Сейчас заметно, как первая волна большого интереса к рынкам ЮВА и Африки идёт на спад. Падать начинают и продажи по этим направлениям. Многие столкнулись с препятствиями, к которым были не совсем готовы, обращает внимание Дмитрий Махлин, партнёр и директор по развитию HRlink. «В целом в среде предпринимателей сейчас наблюдается снижение амбиций, связанных с планами по выходу на международные рынки. Оказалось, что просто повторить на новом месте ту методологию продаж, продвижения, развития бизнеса, которая работает в России, нельзя. Каждая страна имеет свои сложности, особенности», — подчёркивает он. Товарищи по санкциям Несмотря на то что стабильный регион выделить сложно, наблюдается спрос в Латинской Америке, особенно в Карибском бассейне, и в странах Африки. Это связано с тем, что эти государства также находятся под санкциями со стороны Запада, замечает генеральный директор vStack Евгений Карпов. Исполнительный директор Itglobal.com Василий Белов считает перспективным также арабские регионы, которые активно проявляют интерес к российским разработчикам. Самые востребованные за рубежом российские решения связаны с кибербезопасностью. «Российские ИБ–продукты очень популярны за границей, по нашему опыту, также хорошо экспортируются продукты класса DPI, ITSM / ESM», — говорит Белов. Помимо ИБ–продуктов спросом пользуются и инфраструктурные решения. Это связано не только с санкциями, но и, например, с введением новой политики лицензирования некоторых западных компаний, которая поставила пользователей в неудобное положение, отмечает Карпов. «Большим спросом пользуются IT–решения, которые хранят и обрабатывают данные внутри инфраструктуры заказчика, — они позволяют укрепить цифровой суверенитет и не могут быть отключены одной “кнопкой” по решению разработчика ПО или провайдера сервиса. Такие решения активно внедряют представители госсектора, крупного бизнеса и промышленности в странах Латинской Америки, Индии, на Ближнем Востоке и в Юго–Восточной Азии», — перечисляет директор по развитию «Труконф» Дмитрий Одинцов. Дмитрий Махлин добавляет к этому, что есть большой спрос на оборудование для центров обработки данных. Особенно это актуально для рынков азиатских стран. В меньшей степени для Индии, в большей — для Индонезии. Там российское оборудование выигрывает у американского за счёт цены — она на 20 –30% ниже. Ожидания от внутреннего рынка при этом положительные. «В 2024 году ожидается продолжение роста продаж на российском рынке, хотя и с трендом к снижению темпов их роста до 27–30%. Рост продаж на дружеских рынках ожидается на уровне 10%, что должно обеспечить по итогам 2024 года рост общего объёма экспорта, хотя и незначительный (около 6–7%)», — говорит Валентин Макаров.