Маркетплейсы начинают вводить всё больше платных услуг, стараясь компенсировать свои издержки за счёт продавцов и покупателей. Расчёт на то, что аудитория не откажется от привычных интернет–площадок. Маркетплейс «Яндекс.Маркет» вводит сервисный сбор — теперь пользователи будут платить 20 рублей за каждый заказ. На первом этапе он будет действовать для пользователей из Москвы и Московской области, а также Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Постепенно количество городов будет расширяться. Эксперты отмечают, что за последние 2 года условия доставки, оформления заказов и возврата товара через многие маркетплейсы сильно поменялись. Цена комфорта В пресс–службе «Яндекс.Маркет» уточняют, что их основная цель — поддерживать качественный сервис для пользователей и продолжать запускать уникальные на рынке решения. Полученные средства позволят компании реинвестировать их для расширения и поддержания технологической инфраструктуры. «Помимо средств, полученных от сервисного сбора, маркетплейс продолжит ежегодно выделять около 10 млрд рублей на аренду серверов и сопутствующего оборудования, продление или покупку лицензионного программного обеспечения, расширение штата IT–кадров, а также их заработные платы. Сервисный сбор будет взиматься только за товары надлежащего качества, которые площадка доставила покупателю с соблюдением всех заявленных условий. И будет распространяться на все виды оплат и логистических схем», — говорят в компании. Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих замечает, что ещё несколько лет назад речь шла, образно говоря, о доставке товара из пункта А в пункт Б. Сегодня же сервис доставки значительно расширился и включает в себя комплекс дополнительных услуг: маркировку, отгрузку и погрузку, упаковку продукции, круглосуточную линию техподдержки, в том числе в мессенджерах, специализированный калькулятор для расчёта цены и срока доставки на маркетплейсы, возврат товаров со складов, доставку в соседние страны и персональное обслуживание. Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления «Ретейл» Анна Синявская также замечает, что по оплате условия менялись несколько раз, от полной предоплаты до полной постоплаты. Сейчас разные маркетплейсы предоставляют возможность оплатить товар при получении. У некоторых есть ограничение по сумме, при которой нужно оплатить покупку сразу. Маркетплейсы также вводят платные возврат и пакеты. «Основные изменения вызваны расширением ассортимента. Крупногабаритные товары доставлять сложнее и дороже, некоторые требуют сборки. Поэтому маркетплейсы предлагают разные варианты доставки в зависимости от категории товаров и сложности доставки», — добавляет Синявская. Привязали кошельком Не все изменения связаны с повышением цен на те или иные услуги и введением сервисных сборов. Например, маркетплейсы стали внедрять разные системы оплаты. В начале 2024 года Wildberries запустил «WB Кошелёк», который позволяет совершать оплату товаров со скидкой. При его использовании не нужно вводить реквизиты карты, а все операции проходят в защищённом контуре. «Также Wildberries в ближайшее время запустит подписку для покупателей “WB Клуб”. Она даст доступ к закрытому разделу со скидками, возможности изменить пункт выдачи заказов в течение 30 минут после совершения покупки, выделенной линии поддержки, бонусам от сервисов партнёров», — сообщили в компании. Старший аналитик Data Insight Сергей Семко замечает, что способы оплаты стали разнообразнее почти у всех. «Маркетплейсы пытаются всё сильнее привязать покупателя к собственным банкам через программы рассрочки и BNPL (покупай сейчас, плати позже), давая самую низкую цену при оплате с карт их собственных банков. Одновременно с этим они пытаются перенести расходы, которые возникают и у них, и у селлеров, на покупателя. Яркие примеры — попытка Wildberries внедрить платный возврат невыкупленных товаров и введение «Яндекс.Маркет» сервисного сбора в 20 рублей», — говорит эксперт. Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто полагает, что маркетплейсы основательно укоренились в нашей системе потребления и теперь им пора получать сверхприбыли. Соответственно, будет происходить рост комиссий площадок и унификация штрафов — какие–то уменьшатся, какие–то исчезнут. Но всё это не спасёт продавцов. Начнётся замена товара на высокомаржинальные. Продавцы попытаются продавать через свои магазины. У некоторых это получится, но остальным придётся вернуться на маркетплейсы с более высокими ценами. Рост замедляется В пресс–службе Ozon рассказали, что по итогам II квартала число активных покупателей выросло на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 51,1 млн человек. Количество заказов во II квартале этого года также росло двузначными темпами — на 60%. Пользователи положительно оценивают широкий ассортимент на площадке, а также быструю и удобную доставку. Сергей Семко считает, что маркетплейсы сталкиваются с замедлением темпов роста в деньгах и количестве заказов, то есть продолжают рост, но не так быстро. Затраты на один выполненный заказ растут из–за внешних для них причин (инфляция, рост стоимости кадров) и внутренних (развитие в регионы, например, стоит дороже). Конечно, маркетплейсы хотят перенести эти расходы. Они повышают комиссии и плату за логистику для продавцов, производителей, что влияет на конечных потребителей. По мнению эксперта, маркетплейсы и далее будут пытаться повышать плату для покупателей в попытках некоторых из них перестать быть убыточными (Ozon, «Яндекс.Маркет»), а других — увеличить прибыль (Wildberries). Однако уже сейчас такие действия вызывают острую реакцию пользователей — в условиях высокой конкуренции в России между маркетплейсами покупатель может просто перейти на другую площадку. «По итогам первого полугодия 2024 года российский рынок e–commerce достиг уровня 3,3 млрд заказов — это по 18 млн заказов в среднем в день. За год (по сравнению с первой половиной 2023 года) рост по количеству заказов составил 51%. Это существенное замедление рынка. Для сравнения: в 2023 году количество заказов выросло относительно 2022 года на 78%», — заключает Сергей Семко.