Травматический опыт.

Травматический опыт — это пережитая опасность или угроза, сопровождающаяся чувством сильного страха и крайней беспомощности.

Важно, что травматический опыт воссоздает сам себя, передается из поколения в поколение и накапливается. Об этом свидетельствует тот факт, что количество и сила психических заболеваний растет из года в год. Травматического опыта у современных молодых людей столько, что многие вообще не способны на построение любых отношений. В мире все больше одиноких людей, не способных любить и быть любимыми.

Вытекающая из травмы неспособность сопереживать порождает насилие, которое вновь воссоздает травматический опыт. Насильник через акт насилия как будто хочет столкнуться со своим бессилием и ужасом, увидев эти бессилие и ужас в глазах жертвы. Бессознательно он надеется таким образом обрести целостность. Но это невозможно. Обрести целостность можно, только воссоединившись со своим бессилием и страхом напрямую, а не через жертву-посредника. Это воссоединение дает возможность для преодоления травмы.

Единственный способ не воссоздавать вокруг себя травматический опыт и не передать его своим детям — это проработать его. И пожалуй, это самое важное, что Вы можете и должны сделать для того, чтобы мир вокруг стал более дружелюбным, теплым и красивым.

Последствия травмы

Потеря безопасности: окружающая среда становится местом, где может случиться что угодно.
Потеря чувствительности: «больно» превращается в «нормально» так как это повседневность.
Потеря доверия: выстраивается забор, через который никому не пробраться, особенно если обидчиком является близкий и родной человек.
Стыд: изнуряющий и всепоглощающий. Упреки и оценивание незначительных (на первый взгляд взрослого) действий ребенка приводит во взрослом возрасте к непринятию ситуаций оценки и критики.
Потеря интимности вследствие эмоционального и физического насилия.
Отключение сознания: триггерболезненных ситуаций из прошлого выключает человека из контакта с миром.
Телесное расщепление: отсутствие ощущения каких-либо частей тела.
Потеря самоуважения: пережившие травму испытывают колебания по полярностям между грандиозностью, собственной особенностью и ощущением себя грязным и плохим. Самовозвеличение становится защитой от невыносимого ощущения себя изгоем и недостойным любви.
Реконструкция: неосознанное воссоздание ситуации травмирующего события, ожидание того же результата при надежде на другой.
Хайес Стивен в книге «Освобожденный разум» предлагает освободиться от неприятных воспоминаний следующими способами:

Примите свой травматический опыт.

Наши воспоминания могут быть искажёнными и неполными. То, что мы называем воспоминаниями, редактируются настоящим и тем запросом с которым мы обращаемся к нему.

Для этого, чтобы принять свой опыт можно представить его в качестве метафорического образа, н-р:

Проявить уважение к произошедшим событиям, так же, как вы проявили бы его по отношению к другу, уделяя внимание и время для того, чтобы выслушать его.
Обнять свой опыт так, как вы бы обняли плачущего ребенка.
Посидеть с ним рядом, как вы бы посидели с тяжело больным человеком.
Посмотреть на свой опыт как на восхитительную картину.
Откажитесь от борьбы со своим опытом.

Вспомните и представьте свое переживание и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Есть ли у меня телесное ощущение, связанное с этим переживанием, могу ли я сказать ему «да» и дать возможность ему просто быть?
Есть ли мысль, связанная с этим событием? Могу ли я просто принять ее и не бороться с ней?
Наблюдали ли вы за кем-либо, кто боролся с чем-то подобным, и если да, то способны ли вы взглянуть на переживание другого человека с состраданием?
Что нужно сделать, чтобы перестать бороться с вашими переживаниями?
Вы готовы сказать переживаниям «нет» и отказаться от них? Есть ли что-то в вашем негативном опыте за что вы держитесь?
Ваша боль о пережитых событиях может говорить о ваших ценностях и уязвимостях. Какие это могут быть ценности, потребности и ваши уязвимости?
Расширьте свой взгляд на произошедшую ситуацию.

Переживание чего-то травматического заставляет нас фокусироваться только на сложных переживаниях, боли, страхе, сожалении.

Если мы добавим широты своему опыту, взглянем на ситуацию под другим углом, возможно, мы откроем для себя или в себе что-то новое.

Задайте себе вопросы:

Если бы вы взглянули на свою жизнь из позиции более мудрого будущего, то, этот опыт мог бы вас чему-то научить?
Если вы писали книгу и персонаж, переживающий травматический опыт, мог бы стать сильнее и мудрее под его воздействием?
Если бы кто-то другой, кто вам дорог, столкнулся бы с подобным переживанием, как бы вы себя чувствовали? Чтобы вы почувствовали по отношению к нему? Чтобы вы посоветовали ему сделать?
Проработка травматического опыта — это длительный и ресурсозатратный процесс.
Чепурко Анна