Объединённая судостроительная корпорация, вероятно, отказалась от идеи построить суперверфь на Северо–Западе. Зато пообещала модернизировать «дочек» в Петербурге. Дефицит Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на период до 2030 года оценён примерно в 1 трлн рублей. Ещё столько же потребуется, чтобы модернизировать четыре действующие верфи в Петербурге и построить новую. Но строить будут не на Северо–Западе, как ожидалось ранее, а на Дальнем Востоке. Место уже выбрано: бухта Промежуточная во Владивостоке. «Чтобы не завалиться» Результаты аудита ОСК, проведённого министерством финансов РФ, озвучил журналистам глава ВТБ Андрей Костин в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ). Напомним, предприятие было передано в управление банку в 2023 году сроком на 5 лет. По его словам, в понятие дефицита входит финансирование собственной деятельности госкорпорации, погашение обязательств и кредитов, а также деньги, необходимые для достройки убыточных заказов. «Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить 5 лет и не завалиться», — сказал Андрей Костин (цитата по РБК). Глава ВТБ добавил, что в пятилетний период управления ОСК планируется построить одну верфь — «здесь». То есть, исходя из контекста, во Владивостоке. Ранее планы были на строительство двух верфей. Для одной из них рассматривались площадки острова Котлин и порта Бронка, с внутренней стороны дамбы. Однако теперь, как следует из слов главы ВТБ, этот проект отложен в долгий ящик. Сейчас для создания второй верфи нет ни сил, ни человеческих ресурсов, признал Андрей Костин. «Мы будем модернизировать дополнительно те верфи, которые уже существуют на Северо–Западе, прежде всего в Петербурге, там находятся четыре верфи. Некоторые из них требуют большей модернизации, некоторые — меньшей», — отметил он. Нарастят мощности Аудит дочерних предприятий ОСК начался почти сразу после передачи управления группе ВТБ. Однако итогов этого процесса до недавнего времени не озвучивали. Частично о них можно было судить по данным, появившимся в публичном поле. Они свидетельствуют о глубоком финансовом кризисе. Так, ПАО «Судостроительный завод “Северная верфь”» по итогам 2023 года продемонстрировало чистый убыток 6,93 млрд рублей при выручке 16,52 млрд. А Балтийский завод за этот период отчитался о рекордном убытке почти 19 млрд рублей, что сопоставимо с его выручкой (21,1 млрд). Всего в Петербурге сегодня работают пять крупных верфей, входящих в состав ОСК. Адмиралтейские верфи, Северную верфь и Балтийский завод можно назвать «большой тройкой». Ещё две — Средне–Невский судостроительный завод и Кронштадтский морской завод. Их суммарная мощность составляет только 24 гражданские единицы в год, подсчитали в государственном Центре технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС). Основная проблема не столько в убыточности, сколько в загруженности доков на годы вперёд. Строить новый крупнотоннажный флот попросту негде. Решить эту проблему и планировалось, построив новую верфь и параллельно проведя модернизацию старых. По предположению собеседников «ДП» в отрасли, вероятнее всего, теперь речь идёт о модернизации «большой тройки», а внутри неё — в первую очередь Северной верфи. У неё есть как минимум два крупных проекта, связанных с модернизацией: достройка эллинга для кораблей большего водоизмещения, а также строительство металлического плавучего дока на астраханском ЮЦСС. По озвученным ранее оценкам, модернизация и реконструкция Северной верфи оценивается примерно в 100 млрд рублей, Балтзавода — в 74 млрд. Вложения в развитие действующих площадок могут позволить ОСК создать некую модель «распределённой верфи», в которой задействуют несколько предприятий. Косвенно это предположение подтвердил губернатор Петербурга Александр Беглов, который в эфире телеканала «78» сообщил, что судостроительный кластер Петербурга будет выстраиваться по принципу разделения труда между предприятиями. «Вместе с банком ВТБ и руководством ОСК мы прорабатываем планы по созданию полноценного судостроительного кластера в Петербурге. Не какого–то формального объединения, а настоящего, с разделением труда. Безусловно, здесь много вопросов по размещению мощностей, социально–экономическому и технико–экономическому обоснованию проекта. Принимать решение этой осенью будет правительство России», — сказал губернатор. Чуть позднее директор Морской технической академии, член Общественной палаты Петербурга Виктор Никитин уточнил: «ОСК, ВТБ и город подписывают соглашение о создании судостроительного кластера, который объединит научные предприятия и институты, заводы, образовательные учреждения, чтобы эта отрасль получила второе дыхание и второе развитие». Подходящее место Руководство ОСК уже представило площадку для строительства новой суперверфи на берегу Уссурийского залива. Как отметили в пресс–службе корпорации, локация соответствует всем основным требованиям: климатическим условиям, близости к развитым торговым путям, развитой промышленной кооперации, доступу к трудовым ресурсам и возможности развития жилой инфраструктуры для 30 тыс. будущих работников. Планируется, что новый судостроительный комплекс будет выпускать около 12 судов для торгового флота в год. В их числе балкеры и танкеры дедвейтом до 80 тыс. тонн, контейнеровозы до 6 тыс. TEU, а также газовозы до 170 тыс. м³. Запустить верфь планируется к 2031 году. Объём инвестиций в её строительство глава ВТБ оценил в $5 млрд, оговорившись, что это приблизительная стоимость, по аналогии со схожими проектами, реализованными в последние годы в России и за рубежом. Одна из главных задач ОСК сегодня — наладить выпуск крупнотоннажных грузовых судов, поскольку дефицит флота наиболее остро ощущается именно в этом секторе. «У нас в советский период максимальный уровень перевозки грузов на российских судах достигал практически 50% . А сегодня — 2%», — пояснял Андрей Костин в ходе ВЭФ. Откуда деньги? По экспертным оценкам, в 2021 году в России перевезли 835 млн тонн грузов на 760 транспортных судах, из них под отечественным флагом ходило 160. Около 600 судов покинули российский рынок в 2022 году после введения иностранных санкций. При этом ожидается, что к 2035 году объём грузоперевозок вырастет до 1,3 млрд тонн. Для этого России потребуется флот из 1194 судов общим дедвейтом 71 млн тонн, подсчитали в ЦТСС. Строить крупнотоннажные морские транспортные суда в России сегодня могут пять верфей. Это дальневосточная СК «Звезда», Керченский судостроительный завод им. Б. Е. Бутомы, «Севмаш», а также петербургские Адмиралтейские верфи и Балтийский завод. Источники финансирования модернизации старых и строительства новой верфи пока неизвестны. Как уточнил глава ВТБ, покрытие дефицита ОСК может быть проведено в том числе за счёт дивидендов, которые банк будет выплачивать государству как контролирующему его акционеру в течение следующих 5 лет. Напомним, ВТБ не выплачивал дивиденды акционерам по итогам 2021, 2022 и 2023 годов. Как сообщалось, банк ожидает возобновления выплат дивидендов по итогам 2025 года в размере 80 млрд рублей при прогнозе чистой прибыли около 520 млрд (но не исключено, что и по итогам 2024–го). Андрей Костин также допустил, что на поддержку ОСК могут направить госсредства из внебюджетных фондов, но не стал уточнять деталей.