Работодатели недовольны ситуацией с наймом творческих специалистов: хотя вузы и онлайн–школы работают без перебоев, но далеко не все их выпускники обладают нужными навыками для работы в современной компании. Конкуренция за рабочие места среди представителей творческих профессий в Петербурге всегда была высокой. Это можно связать со спецификой города, который является одним из центров притяжения творческой молодёжи, а также традиционно воспринимается как самое подходящее место для успешной реализации в сфере культуры. Это подтверждает и статистика джоб–площадок. Ожидания и реальность По данным hh.ru, за первые 6 месяцев 2024 года более 13 тыс. россиян, имеющих творческие профессии, указали в своих резюме, что готовы переехать в Петербург ради новой работы. Это на 29% больше, чем в 2023–м. «Если сравнить уровень конкуренции среди петербургских соискателей, имеющих творческие профессии, с Москвой, то мы увидим, что и в столице, да и в целом по стране уровень конкуренции в сфере искусства, культуры и творчества существенно ниже. В Петербурге сейчас в общем в сфере культуры на одну вакансию приходится 25 человек на место, в Москве ― 17, в целом по РФ ― 20», ― рассказала «ДП» руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова. Количество откликов от соискателей не слишком зависит от специфики работодателя или профессии. Даже такие редкие варианты работы, как, например, специалист по оцифровке музейных предметов и коллекций или декоратор фарфоровых изделий, могут набирать 50–200 откликов и более. В данном случае активность людей часто продиктована желанием получить интересные задачи или потребностью участвовать в уникальном проекте. По данным hh.ru, в целом в сфере искусства в Петербурге зарплата достигла 75 тыс. рублей, что уже на 12 тыс. больше, чем в начале года. При этом запросы у соискателей сейчас выше — 80–90 тыс. рублей. Сильнее всего за год выросли зарплаты в вакансиях для дизайнеров (+13 тыс., до 77 тыс. рублей), но это всё равно ниже запросов соискателей (почти 87 тыс. рублей). «На 10 тыс. рублей больше хотят получать артисты в Петербурге. На 27 тыс. рублей больше запросы у журналистов, чем им предлагают работодатели. Самая большая зарплатная разница сейчас в профессии копирайтера ― соискатели хотят 91 тыс., а компании готовы платить 60 тыс. рублей», ― указывает Мария Бузунова. Если раньше работника могли найти за месяц, то теперь требуется 2–3 месяца, а то и полгода. В «Авито Работе» рассказали, что видят заметный рост спроса на творческих специалистов, особенно в сфере видео и контента. Видеомонтажёры занимают лидирующую позицию по числу открытых вакансий: летом 2024 года количество объявлений по их поискам увеличилось более чем в 5 раз. «Летом среди высокооплачиваемых творческих профессий лидировала должность архитектора. В объявлениях о вакансиях работодатели часто указывают вилку зарплат с учётом максимальных значений, поэтому среднее предлагаемое кандидатам вознаграждение на эти позиции составляет 111,1 тыс. рублей в месяц (+19% за год)», ― рассказал директор по развитию «Авито Работы» Роман Губанов. Дизайнерам в Петербурге работодатели готовы платить 88,3 тыс. рублей (+18%), видеооператорам ― 85,7 тыс. рублей (+25%). Диплом без гарантии качества Дизайн–директор брендингового агентства OTVETDESIGN Арина Юшкевич подтверждает, что в последнее время ситуация с закрытием вакансий обострилась. Это можно связать как с оттоком квалифицированных специалистов, так и (как ни странно) с бурным ростом образовательных курсов. Они обеспечивают рынку труда постоянный поток портфолио и соискателей, но не всегда гарантируют качество и понимание процессов создания продукта. «Качество высшего образования в нашей сфере ещё не достигло уровня, который позволил бы рынку насытиться достаточным количеством профессионалов, способных думать, анализировать и погружаться в профессию», ― говорит она. При этом массовые ребрендинги крупных игроков рынка повлекли за собой волну изменений. В частности, развитие получил мерч как один из самых осязаемых каналов коммуникации бренда. И рынок оказался не готов к такому росту. «Ситуация похожа на ту, что сложилась у фотографов: если ты взял в руки фотоаппарат, это ещё не делает тебя профи. Так и здесь: портфолио много, но специалистов — единицы. Например, закрывая последние вакансии, мы просмотрели более 500 резюме, но взяли лишь троих кандидатов», ― резюмирует Арина Юшкевич. Представитель отдела маркетинга театра «Буфф» Даниил Антонов в комментарии «ДП» отметил, что творческих людей на рынке достаточно. Но специалистов, которые способны соблюдать дедлайны, работать в структуре и системно подходить к выполнению задач, ― мало, и они на вес золота. «Часто после 2 месяцев работы люди уходят из–за того, что не справляются с темпом или не могут наладить коммуникацию. В современном мире недостаточно просто быть хорошим работником. Нужно уметь адаптироваться к требованиям и ритму компании», ― считает Антонов. HR–менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Курникова полагает, что рост спроса на творческих специалистов связан с появлением различных стартапов, агентств и компаний, которые понимают важность уникального контента и креативного подхода к продвижению. «Некоторые специальности, такие как UX / UI–дизайнеры или SMM–менеджеры, требуют не только креативных способностей, но и понимания технологий, аналитики и маркетинга. Зарплаты начинающих специалистов — в среднем 30–50 тыс. рублей, в то время как опытные профессионалы могут зарабатывать 80–120 тыс. и выше», ― говорит она. Дорогие фрилансеры По словам Арины Юшкевич, разброс зарплатных ожиданий у кандидатов варьируется от 50 тыс. до 200 тыс. рублей. Однако за низкой ставкой не всегда стоит неумелый джуниор, а высокая зарплата вовсе не гарантирует квалифицированного сеньора с серьёзным опытом. Также важно учитывать, что стоимость работы фрилансеров (а их сейчас очень много) и тех, кто трудится по найму, несравнима. Работающие на себя могут выполнять роли и арт–директора, и дизайнера, и проект–менеджера одновременно. Поэтому внутренняя стоимость проектов с привлечением фрилансеров выше, чем в случае со штатными коллегами. Помимо маркетологов компании сталкиваются со сложностями и при подборе других специалистов, например графических дизайнеров, а также опытных арт–директоров, способных сочетать художественное видение с управленческими навыками. «Копирайтеры востребованы, но существует нехватка специалистов, умеющих создавать качественный и уникальный контент. По мере развития ИИ всё больше текстовиков забывают об оригинальности. Однако с нейросетями тоже нужно уметь работать, чтобы они помогали создавать не просто шаблонные тексты, а что–то интересное и читабельное», ― указывает HR–эксперт, руководитель школы развития карьеры Гарри Мурадян.