Почему нам нужна магия

Наверное, за годы существования Биореактора читатель привык: наше сообщество стоит на страже критического мышления, регулярно устраивая погромы мракобесов. Чтобы делать это, достаточно естественно-научного образования, пары часов свободного времени и хорошего настроения. Сегодня мы пойдём не в лобовую атаку, а, как бы сказал военный, совершим фланговый манёвр. Используя те же самые, — бездушно-рационалистические позиции, — корабль нашего повествования направится в неспокойные воды. Туда, где нынешняя наука пересекается с магией. Мы покажем вам примеры синтеза этих понятий, что превосходно работают в XXI веке.

Да, такие места есть. Но обо всём по порядку. Сперва нужно разобраться, что такое магия и почему она всё ещё практикуется. Важный момент — мы не рассматриваем фэнтезийную магию в стиле метания огненных шаров, молний из пальцев и превращений в дракона. За этим — в любую онлайн-игру. Благо, их сейчас навалом. Сделаем оговорку сразу: очень многие моменты из этого материала предусматривают неоднозначные трактовки, сложны для восприятия и будут показаны схематично — на пальцах. Если кто-то из читателей профессиональный антрополог, культуровед или историк религии, просим понять, простить и дополнить текст. Так он станет ещё лучше, ведь совершенству нет предела.

Начнём, как водится, издалека. Для того, кто воспитан в парадигме материалистической науки, эволюция общественного сознания выглядит примерно так. Сначала был мрак, дикость и животное существование. Потом труд сделал из обезьяны человека, а человек начал задавать вопросы. В основном на тему того, как бы не околеть до завтра. Поскольку ответы не гарантировались, он решил поклоняться зверям, от которых прямо зависела его жизнь. Чуть позднее до троглодитов дошло: есть физический зверь (медведь, волк, олень карибу), а есть его сущность. Как бы первичная форма, из которой отлиты «серийные копии». Эта форма и будет духом той животины, которой поклоняется конкретное племя. Так зародился анимизм.

Если на место животного поставить предмет, дух никуда не денется. Просто культовая система будет называться фетишизмом — обожествлением вещи, хотя на данный момент до богов как до Луны пешком. Анимизм не противоречит фетишизму, а дополняет его, ложась в основу тотемизма. Пожалуй, все знают, что такое тотем. Останавливаться мы здесь не будем — иначе одна заметка вырастет до серии лонгридов.

В любом случае, самые хитрые члены племени брали на себя работу по общению с духами. А духов тогда было много! Ритуалов, чтобы задобрить каждого из них — ещё больше, ведь ситуации бывают разные. Даже если шаман не особо в верил в духов (он и не верил, потому что «знал» об их реальности), то первое же употребление галлюциногенов убеждало его в существовании невидимого мира. Совершенно нормально говорить с зайцем. Плохо, когда заяц начинает отвечать и поддерживает содержательный диалог!

Да уж, цивилизация плотно связана с психоактивными веществами. Независимо от того, где и когда живёт культура, она моментально находит «вкусняшки». Пейотль, мескаль, белена, дурман, мухоморы — далеко не полный список того, чем увлекались наши предки. Тот же Тимоти Лири, ссылаясь на коллег-антропологов, упоминает целые «грибные» культуры, что зародились при активном участии этих самых грибов. Нужно иметь ввиду: процессы культообразования разворачивались параллельно и не мешали друг другу. Занимаясь углублением верований, человек изучал самого себя. Особенно голову. К чему это привело, можно узнать из дилогии Культ большой головы, опубликованной в нашем сообществе.

В тех статьях мы рискнули высказать предположение: трепанации черепа, широко распространённые в дикие времена, были отнюдь не бесцельной жестокостью. В ряде случаев эти варварские вмешательства проводились чтобы вызвать у подопытного неврологическую симптоматику с галлюцинациями, аурой (которая бывает при эпилепсии) и бесконтрольным поведением. С нашей точки зрения — болезнь. С точки зрения каменного века — способности медиума, который видит духов, не употребляя наркотики.

Видимо, «культ большой головы» зародился в тот момент, когда люди попытались делать шаманов искусственным путём. Насколько оно получалось — неясно, хотя желание ковырнуть черепушку или вытянуть голову посещало все человеческие культуры. Кое-где оно до сих пор не изжито. В любом случае, на ранних этапах роли учёного и мага сочетались в одном человеке. Том самом, который не знает, а ведает.

Рано или поздно до людей дошло, что поклоняться дикой скотине — себя не уважать, а стихийные силы хоть и мощные, но слишком уж безликие. Так был совершён качественно новый скачок — «переодевание» духов в обличье людей. Над каждым из критически важных аспектов появился свой «босс» в виде полноценного бога. Это было уже настоящее язычество. Чтобы стать развитым, как у шумеров, египтян и эллинов, ему пришлось долго и мучительно вырабатывать общий канон — то есть, некую унификацию.

И здесь наше введение подходит к концу. Не секрет, что культура может остановиться на любом из приведённых этапов. Секрет в том, что это не серия жёстко детерминированных ступенек, а своеобразные «маяки». Проявления разных верований могут отлично уживаться друг с другом. Как пример — богиня Диана (развитое язычество) со священным луком (фетишизм). Или Афина (развитое язычество) с совой (анимизм). И это всё на фоне духов предков, гениев (вроде ангела с плеча) демонов и зомби-образной нежити, что шарится по дорогам. Заметим: пантеон совершенно не мешает им резвиться…. В головах у людей, но всё же! Собственно говоря, именно греки впервые озаботились вопросом, что делать с магией. Но для начала хорошо бы определить, что она такое.
Само слово «маг» пришло из Персии, которую греки очень любили. Персы, в свою очередь, любили греков, устраивая тем регулярные визиты. Всё это приводило к интенсивному культурному обмену. Такая вот дружба по-гречески!

А вот магами тогда называли жрецов-огнепоклонников, что приходили с территории современного Ирана. Таки да: зороастризм, предтеча монотеистических религий, был уже тогда. Огнепоклонники так впечатлили греков, что потеснили на этом поприще даже египтян. К примеру, Пифагору приписывают обучение именно у зороастрийцев, хотя подтверждений этому нет. Эпикур с Аристотелем не сильно жаловали магию, считая её пустым занятием. Другие были не столь резкими в суждениях. Платон, например, перечислял магию в наборе совершенно банальных и уважаемых ремёсел. Так выделилось два направления: гоэтия и фармакея. Гоэтия — всякие тёмные колдунства, заговоры, гадания и обереги. Фармакея — то же самое, но сдобренное шайтан-травой и волшебными грибами.
Как ни трудно заметить, на большой дистанции «выстрелила» фармакея — потому что в шайтан-траве содержится химическое вещество, которое даёт физический эффект на материальное тело. Она стала яйцом, из которого вылупилась алхимия, химия и, косвенно, медицина. Впрочем, гоэтия тоже чувствовала себя неплохо из-за низкого порога вхождения. Вместо веществ она спекулировала сознанием людей. Точнее, той загадочной областью, что метко зовётся «рептильным мозгом».
Здесь нетрудно заметить: в эпоху Античности магия и наука не противоречили друг другу. Они были одной сущностью, потому что обе не знали ничего и были эффективными примерно в равной мере. Разница состояла в деталях. Наука сделала ставку на сбор фактов о реальном мире, их систематику и попытки применять собранный материал для достижения материальных целей. Магия работала с миром духовным, интуитивным и непознаваемым. Такие эпитеты приведены не просто так: это направление деятельности обращалось к коллективному подсознанию. Цели тоже были материальными — но только для мага.
Так держался паритет. Средние века не нарушили его. Бурное развитие алхимии шло рука об руку с эзотерическими формулами, а звездочёты не стеснялись заниматься гороскопами в перерывах между наблюдениями светил. Это не значит, что «тогда» гороскопы работали лучше научного прогноза. Всё работало одинаково плохо, и за кем правда, никто не знал. Да и не мог знать!
Впрочем, Средневековье вовсе не было адским и «навозным» временем. Папские инквизиторы вообще не верили в колдовство, представляя собой помесь политического шпиона и летучего отряда НКВД. Они ловили крупную рыбу, что представляла опасность для Рима (который уже не империя, а город с одноименным понтификом). А вот власти эпохи Возрождения уже верили в летающих ведьм — со всеми вытекающими последствиями. Никак уровень образования упал! Наибольшее число пыток, зверских казней и сожжений пришлось именно на эту «благородную» эпоху. Тенденция продолжилась и дальше. Те же Кеплер и Ньютон отлично сочетали науку и оккультные изыскания, оставив след и там, и там. Но разве они были дураками? Едва ли. Просто вели слепой поиск того, что работает. А сработать в то время могло всё что угодно! На то они и были естествоиспытатели — люди, испытывающие мир на прочность. Лишь в Новое время наука накопила достаточно фактологии и инструментов, чтобы «выстреливать» в большинстве случаев. Паритет был нарушен. Но почему же магия до сих пор существует и зачем она нужна? Почему бы не изжить этот атавизм тёмных эпох?
Ответ простой. Наука занимается наблюдаемыми фактами и даёт гарантированный результат при соблюдении ряда условий. Если нажать на выключатель — лампочка загорится. Когда она не светит, причины следующие — неисправные контакты, плохая проводка, перегоревшая нить накаливания или отключение электроэнергии за неуплату. Всё логично. Магия работает там, где бессильна наука. То есть, в сферах «зачем это всё», «да сколько можно» и «долго ли оно будет продолжаться». Волшебство живёт в сумерках, где наука не может найти объект для исследований. В первую очередь мы говорим о таких (якобы) существующих феноменах, как НЛО, шаровая молния, духи-призраки, экстрасенсорика, внетелесные переживания, контактёрство, полтергейст, самовозгорание человека и всё в таком духе. Об этих вещах много сказано и написано. В том числе — Биореактором. Кое-кто их видел. Но вот беда: наука плевать хотела на свидетельские показания одного, двух и даже тысячи очевидцев. Не спорим: они что-то видели и даже не всегда врут. Но вот что они наблюдали, в каких условиях и при каком состоянии — загадки посложнее Бермудского треугольника.

Существовуй способ гарантированно вызвать приведение, то наука бы им занялась. Будь НЛО кораблями пришельцев, гигантскими стратосферными бактериями или сгустками плазмы, которые можно гарантированно засечь — их бы исследовали целые институты. Но в этих делах наблюдается полный хаос, разброд и шатание. За века наблюдений НЛО собрались библиотеки на целые терабайты, а внятной классификации как не было, так и нет. Не совсем понятно, куда «сбежали» 2% случаев, не признанных подделкой, но и не имеющие рационального объяснения. Здесь притормозим. Допустим, уфолог говорит: «НЛО — это летательный аппарат рептилоидов, гипербореев или вообще недобитых фашистов. Он работает на безынерционном ртутно-вихревом двигателе». Что ему скажет учёный? А вот что: «Откуда ты знаешь, что поведение размытого шара на твоём видео соответствует аппарату с безынерционным двигателем?»И правда, откуда? Учитывая безумное разнообразие форм, расцветок и вариантов поведения НЛО, даже инопланетная тема даёт слабину. Ну не могут даже рептилоиды посылать на Землю сотни вариантов летательных аппаратов. Приведённое объяснение не объясняет ничего — а потому не котируется. Между прочим, в своё время НЛО исследовали военные что США, что СССР. Именно на совести вояк эти загадочные 2%, которые были нормально зарегистрированы. ПВОшников немного бесили неопознанные и быстролетящие объекты. По тем же причинам от их вида зверели пилоты и диспетчеры. Сначала НЛО принимали за козни фрицев, потом — за советские самолёты-шпионы. Затем случился бум уфологии, и теперь любого, кто заикнётся о человеческом пилоте НЛО, поднимут на смех. Так и работает миф, очищаясь от конфликтующих деталей и вырабатывая единый канон.
Бритва Оккама спокойно режет этот узел. Когда летающая тарелка парит в мире воображения, за её штурвалом может сидеть кто угодно.То же самое касается полтергейста и всевозможных его подвидов. Ещё со времён Древнего Египта описаны «нехорошие» дома с летающими предметами. В каждой воинской части наверняка есть «нехорошая» казарма летающих табуреток, которые одни духи метают в других. Но разнобой в показаниях, нулевая достоверность и категорическое нежелание полтергейста устроить погром в контролируемых условиях отправляют его на хутор угрюмых йети, а не в лабораторию. Даже большое количество свидетелей не спасает ситуацию. Пример — известная поговорка «у чёрта на куличках». В одноимённом московском доме этот самый чёрт устроил лютый дебош. Причём днём, при большом скоплении народа и совершенно игнорируя православного священника. Но что там было и было ли вообще? Люди умеют видеть куда более странные штуки, чем летающую мебель или огненные шары! Но от этого они не становятся реальными.
Завершающая часть нашего материала будет посвящена синтезу магии и науки. Кое-где он не просто сохранился, но и процветает. Карты таро не в счёт — всё куда серьёзнее.
В первую очередь, научная магия работает в сферах прогнозирования будущего. Наиболее эффективное заклинание — Истерика Пифии. Древнегреческие жрицы входили в транс, рыдали и предрекали всевозможные беды. Чтобы угомонить их, люди кидали в дамочек деньгами, а те были рады стараться. Учёная Пифия работает аналогично. Её можно узнать по интервью в духе «Эксперт прогнозирует экономический кризис в течение 10 лет», «Лаос и Мьянма на грани войны», «Обвал биткоина неизбежен. Мнение аналитика».
Разумеется, Пифия ничем не рискует и бьёт наверняка. В течение 10 лет по-любому грянет кризис, войны будут всегда и везде, а биткоин лихорадит и так. И вот тогда наша экзальтированная пророчица будет на коне! Её признают экспертом, большим талантом и мировым авторитетом. Всё это имеет эквивалент в твёрдой валюте. Собственно, ради неё истерика и затевается. Одну такую Пифию, что запугала Европу глобальным потеплением, мы знаем под именем Греты Тунберг. Второе суперское заклинание — это ввязаться в исследование по крайне скользкой теме. В первую очередь, это программа SETI, альтернативная физика или влияние кишечных газов коровы на озоновый слой. Экология тоже подойдёт: спасение мексиканских тушканчиков, обитающих в пустыне Гоби — дело благородное. Главное, чтобы у такого начинания не могло быть твёрдых результатов. Иначе придёт проверка. А так… Инопланетяне пока не ответили, коровки всё ещё испускают газы, а торсионные поля недостаточно изучены. Касаемо тушканчиков… какое до них дело, когда вершится грандиозный распил выделенных средств! Эта школа магии требует серьёзного цинизма, но и приносит максимальный доход. Колдунам с работающей совестью можно прибегнуть к самовнушению и реально поверить, что эта возня спасает мир.
Третий пример — взять давнюю, хорошо изученную тему, ничего не понять и понести это знание в массы. Примеры — академик РАЕН Чудинов, что находил русские надписи в солнечный гранулах; доктор Мулдашев с его инопланетянами в Тибете; натуральная легенда Эрих фон Дэникен, что в представлениях не нуждается. Эта магическая школа требует минимума научных знаний, а вот хорошо подвешенный язык и таланты шоумена очень пригодятся. Можно в очередной раз опровергнуть Эйнштейна и придумать собственную Теорию Всего. Главное — поменьше думать в процессе написания книги-бестселлера. Особенно о том, что Эйнштейн работает, в отличие от борцунов и несогласных с ним.

То, что такая книга озолотит автора — научно доказанный факт. Всегда найдутся желающие почитать её. Для неудачников есть вариант создать маленький, затерянный в сети сайтик, и публиковать свои опусы туда. Авось Гугл его индексирует, и можно будет продать рекламу. На пиво точно хватит. Это лишь три примера научной магии. Кто в теме — тот знает остальные «заклинания». Кто не в курсе — ищите да обрящете. Всё это лежит на поверхности.

Подытоживая материал, Биореактор сделает короткую выжимку. Наука — честный диалог с природой. Магия — профессиональный обман.Этим всё сказано.

#История@inbioreactor #Археология@inbioreactor
#Антропология@inbioreactor
#Мифореактор@inbioreactor
#Уфология@inbioreactor
#Игнатенко@inbioreactor