5 различий профориентации подростков и взрослых.

Первое, очевидное отличие — это то, что у подростков выбор профессии происходит в первый раз, а у взрослых — повторно.
Необходимость выбора профессии у школьников так или иначе касается всех, и этот выбор приходится делать в условиях недостаточной информации и опыта.
Взрослые обращаются только в том случае, если не удовлетворены своей профессией и карьерой. У взрослых уже накоплен как положительный, так и отрицательный опыт решения рабочих задач. И очень часто с неудачами связаны психологические затруднения — выгорание, сложности коммуникации и адаптации, неуверенность в себе, карьерные кризисы и травмы.

Соответственно, в начале работе со взрослыми важно разобраться, а профориентационный ли это запрос в чистом виде или больше психологический. В связи с чем возникла идея изменить профессию?

2. Участники профориентации
В работе со школьниками родители так или иначе являются третьей стороной диалога, их точку зрения важно учитывать. Профконсультант может столкнуться с конфликтами внутри семьи, с разным видением будущего у школьника и его родителей. И часть его работы — это налаживание диалога между родителями, школьниками для достижения хотя бы приблизительно общего видения ситуации.

В работе со взрослыми третьих субъектов нет. То есть, безусловно, на них могут оказывать влияние другие люди, но они не присутствуют на консультации, и их влияние, скорее всего, не настолько сильное.

2. Возрастные кризисы
Подростковый кризис характеризуется резкими перепадами настроения, противоречивостью, стремлением к бунту и противостоянию родителям. Он во многом связан с гормональными изменениями. Можно отметить и подверженность влиянию сверстников, значимость общения с ними. На фоне этого неустойчивого состояния достаточно сложно анализировать свои интересы, возможности, которые могут резко меняться. Поэтому здесь очень важна поддержка взрослых, возможность быть услышанным, получить обратную связь.
Условные 30 лет — это возраст кризиса взрослости, свя­занного с несоответствием имеющегося и желаемого. Этот кризис, в отличие от подросткового, в большей степени имеет социальную, а не биологическую природу. Сравниваются мечты юности и актуальные достижения. Обостряются тревога и сомнения. Происходит изменение планов, целей с учётом накопленного опыта, переоценка прежних выборов. В этом контексте возникает необходимость в профессиональной переориентации на основе глубокой рефлексии. Спонтанные эмоциональные решения, скорее всего, будут только усугублять имеющийся кризис. Особенно остро переживают кризис люди творческих профессий. Возникает вопрос, насколько удалось оправдать ожидания общества и создать нечто важное и полезное для него. Может возникать конкуренция с более молодым поколением. Здесь профконсультанту важно сделать акцент на достижениях, сильных сторонах, ситуациях успеха.

4. Построение плана будущего

В школьном возрасте уровень когнитивных способностей достигает своего пика. Закладывается познавательный фундамент для всей дальнейшей жизни, поэтому очень важно постоянно тренировать интеллект через обучение.
К 30-35 годам, к сожалению, можно наблюдать некоторое снижение внимания, памяти. Здесь могут играть большую роль не теоретические знания, а практические навыки, опыт.
В связи с этим для школьников актуальнее построить образовательный маршрут. Однако и для взрослых это может быть важная часть профориентационной работы, если они хотят кардинально изменить направление. У взрослых уже спектр возможностей в этом плане, потому что они, как правило, не рассматривают очное обучение. Может потребоваться больше усилий при подготовке и поступлению, если давно не учились.
В построение профессионального плана будущего взрослых добавляются более конкретные вопросы трудоустройства — создание резюме, прохождение собеседования, т.е. аспекты карьерного консультирования, что не так актуально для школьников. Обсуждение, в какой корпоративной культуре и с каким начальником будет более комфортно. То есть помимо образа новой профессии имеет смысл обсуждать и образ будущего рабочего места на основе уже имеющегося опыта. Для школьников это пока достаточно абстрактно.

5. Мир профессий
Школьники имеют очень поверхностное и стереотипное представление о профессиях. Более-менее знакомы те, с кем школьник сталкивается в повседневной жизни — врач, учитель, продавец. В лучшем случае знают о профессиях родителей. Представление может быть очень далёким от действительности. Поэтому школьникам важно рассказывать о содержании профессий, которыми он заинтересовался и мотивировать его на самостоятельное изучение. В том числе, профессии будущего, например, с помощью «Атласа новых профессий».

У взрослых больше опыта взаимодействия с разными профессионалами, более реалистичные ожидания и более короткая временная перспектива освоения профессии. Им нужно работать уже в ближайшее время, а не через 5-10 лет. Для них актуальнее анализ текущего рынка труда, уже существующих вакансий.

Жукова Наталия