Когда у кита были копыта…

Китообразные — крупные морские парнокопытные животные, чьими ближайшими родственниками являются бегемоты, которые пошли по копытцам своих ныне полностью водных сестëр и братьев.

Кто-то уже пишет гневный комментарий, что автору следует бросать пить, ибо у китов нет копыт. На что автор, ехидно посмеявшись, отправит комментатора учиться обратно в школу…или хотя бы для начала почитать английскую версию Википедии.

То, что у китов нет копыт сейчас, не означает то, что у них не было копыт в прошлом. Рил ток…Синк эбаут ит…

Меж тем, к отряду парнокопытных (Artiodactyla) разных животных начисляют на основании не только копыт, но и комплексного уникального анатомического сходства, генетического родства и общего эволюционного прошлого, которое наблюдается у всех представителей отряда.

Начнем с анатомии. Кости в черепе, а именно три слуховые косточки китообразных (молоточек, наковальня, стремечко) имеют небольшое сходство с костями свинообразных и жвачных и сильное сходство с костями оленьковых и бегемотовых. Они плотные, небольшой величины, жестко соединены между собой.

Стоит, правда, отметить, что у китов и бегемотов они самые плотные и мелкие. Это адаптация к обитанию в водной среде. Хотя в то же время у водных и сухопутных животных из других отрядов эти косточки имеют совсем иное строение.

Они больше, чем у перечисленных парнокопытных, менее плотные и слабо соединены между собой.
Но сходства в косточках мало, чтоб разом объявить «кита коровой». Поэтому ученые пошли дальше и стали изучать китов и бегемотов. Они обнаружили у них сходное строение кожи и похожее расположение семенных желез.

Так оказалось, что у самцов и тех, и других железы скрыты внутри тела. Помимо этого, исследователи подчеркнули сходное эмбриональное развитие и рождение детенышей в воде, а также социальность, в результате которой киты и бегемоты стали единственными животными, способными общаться звуками друг с другом под водой.

Впечатлившись найденными фактами, на правах биолога я решил чуточку накинуть и своего мнения на вентилятор, отметив то, что сложный желудок большинства китообразных также очень напоминает желудок жвачных. Он многокамерный и способен сильно растягиваться.

Но на этом анатомические и физиологические сходства заканчиваются, и флаг первенства берёт генетика, которая убедительно показывает, что киты — очень близкие родственники бегемотов.

Причëм настолько, что относятся к одному подотряду китоанкодонтов (Cetancodonta). Сам подотряд является сестринским по отношению к свинообразным и жвачным.

Ну и вишенка на торте — это прошлое китообразных, которое мы наблюдаем на хорошо изученных остатках наземных китов, их родственников и генетической реконструкции прогнозируемого общего предка между китами и бегемотами.

Этот предок выглядел как нечто среднее между оленьком и антракотерием. Он был сухопутным, и жил примерно 58 миллионов лет назад, когда и прошло разделение на наземных китов и антракотериев — предков бегемотов.

А уже начиная с индохиуса (Indohyus) — наземного парнокопытного кита, который жил 48 миллионов лет назад, быстрым темпом идëт эволюция уже самих этих наземных китов. И все они безоговорочно имели копытца на пальцах.

Продвинутые читатели могут возразить, вспомнив амбулацета — назменого кита, который внешне походил на крокодила. Дескать, у этого кита были перепонки, а копыт не было.

На это я направлю читателя искать описание амбулацета в статье «Thewissen: J. G. M. Hussain, S. T. Arif, M. (1994). «fossil evidence for the origin of aquatic locomotion in archaeocete whales». Science. 263 (5144): 210-212″.

Там таки сказано, что амбулацеты имели на фалангах структуры, которые описываются копытами (или копытцами, кому как удобно), а между самими фалангами, скорее всего, находилась перепонка.

Т. е. нахождение у экземпляра копыт подтверждено анатомически, а наличие перепонки только предполагаемо, хотя и с очень высокой вероятностью. Кит перемещался по земле уже с трудом, и там просто необходима перепонка, чтоб он мог нормально плавать.

Ну и напоследок. Эволюция кита практически полностью изучена. Нет сомнений, что кит в прошлом ходил на копытцах. У нас есть все переходные формы от индохиуса до базилозавра, и мы можем увидеть, как у этих копытных постепенно пропали копыта.

Следует также сказать, что все формы наземных китов с копытцами на пальцах имеют двублоковую таранную кость и простирающуюся вперëд к носу слëзную кость — эти черты диагностические для всех парнокопытных. От самых низов.

В настоящее время ведутся споры лишь о том, стоит ли назвать отряд китопарнокопытными или оставить парнокопытными. Ряд учëных считает, что плодить лишних сущностей не имеет смысла.

Лично моё мнение, я с этим согласен. Если у кого-то происходит лавкрафтовское безумие при раскрытии того факта, что кит вдруг стал парнокопытным, то это проблема исключительно этих людей, которые явно не переживут встречу с Ктулху, когда тот воскреснет.

А стало быть, зачем идти на поводу этих людей и что-то менять? Пусть сходят с ума, а мы по-доброму посмеëмся.

P. S. И всë таки он парнокопытный.

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Ефимов@inbioreactor
Редактура: #Ефимов@inbioreactor
#Наука #Научпоп