«Один из этапов жизненного цикла от проектирования до ввода в эксплуатацию социального объекта, беспокоящий всех,— это типовое проектирование объектов»,— отмечает член правления, глава комитета по социально-трудовым отношениям «Опоры России», член экспертной группы по направлению «Школа» проекта «Гильотина 2.0» Наталия Ушакова. Органы исполнительной власти и бизнес не удовлетворены соответствующим регулированием, подчеркивает она. При формировании образовательной среды регионы вынуждены пользоваться неактуальными типовыми проектами, не всегда отвечающими запросам заказчика и инновационным образовательным трендам, которые находятся в реестре в течение пяти лет и не всегда учитывают появившиеся новые нормы, например, в отношении санитарных требований, поясняет эксперт.

Вместе с тем крупные компании имеют свои проектные бюро и проектируют соцобъекты с учетом последних требований к образовательному пространству, говорит Наталия Ушакова. Так, к примеру, при строительстве они могут исходить из расчета 17–20 кв. м на учащегося вместо 20–25 кв. м, предусмотренных типовым проектом. И таких несуразностей возникает много, добавляет она. Допуск и внесение данных в реестр типовых проектов должны быть более демократичны, а порядок этих действий — разработан отдельным законодательством, отмечает эксперт. «Как и на первом этапе «регуляторной гильотины», мы считаем, что цифровизация и автоматизация процессов приведет к оптимизации, прозрачности и стандартизации процедур, что позволит в итоге сократить сроки строительства и сделать прозрачным контроль за стоимостью»,— говорит Наталия Ушакова.

По словам источника “Ъ” на рынке девелопмента, в среднем стоимость строительства школы на 1,1 тыс. мест составляет 3 млн руб. на одно место. Оценивать сейчас возможную стоимость сокращения затрат по результатам работы «регуляторной гильотины» преждевременно, отмечает он. «Важно, что государство объединилось с экспертами для поиска компромисса. Принципиально то, что подход к школе меняется на уровне смыслов — за счет качественных проектов она должна стать многофункциональным пространством»,— говорит эксперт Анна Букина.