Государство планирует привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург грузоотправителей. Им предлагают выкупить 5,8% концессионера АО «УК ВСМ Две столицы» за 19 млрд рублей. Такой вариант инвестирования проекта обсуждался на совещании, прошедшем в министерстве транспорта РФ 4 октября, пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники. По словам собеседника издания, к участию приглашаются крупные представители нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов. В числе возможных партнёров — «Роснефть», НОВАТЭК, «Лукойл», «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро», «Евраз», НЛМК, «Северсталь», «Русал», СУЭК, «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь». Компании в обмен на инвестиции получат приоритет при провозе грузов до портов Северо-Запада, то есть отправках на станции Октябрьской и Северной железных дорог со всех станций сети. Приоритетный доступ коснётся 30 млн тонн провозной способности подходов к портам региона, их распределят пропорционально стоимости акций, которыми владеют грузоотправители. Дополнительным стимулом станут дивиденды. Всего с 2045 по 2064 год акционеры «УК ВСМ Две столицы» должны получить в совокупности 10,4 трлн рублей. Таким образом, доля грузоотправителей составит порядка 600 млрд рублей. По данным «Коммерсанта», контролирующим акционером компании будет ГУП «Московский метрополитен» с долей в 51,7%, что соответствует взносу около 170 млрд рублей. Ещё 26,9% (88 млрд рублей) вложат РЖД, 15,5% (51 млрд) внесут субъекты РФ. Сторону государства в проекте, согласно распоряжению правительства, представляет Росжелдор. Регионы профинансируют строительство на 221 млрд рублей, из этой суммы Петербург вложит 30 млрд, Москва — 150 млрд, Ленобласть — 10 млрд. Стройка ВСМ будет включена в перечень самоокупаемых инвестиционных проектов, при реализации будут использоваться средства Фонда национального благосостояния на возвратной основе.