Зачем нам враг? Взгляд психоанализа.
Теория врага в психоанализе рассматривает образ врага как значимый элемент в формировании и поддержании индивидуальной и коллективной идентичности.
Врага часто видят как проектируемую фигуру, на которую накладываются внутренние конфликты, страхи и нежелательные черты личности или группы.
Этот процесс конкретным людям и группам справляться с внутренними напряжениями, создавая внешний объект для проекции своих негативных эмоций.
1. Проекция и механизм защит
Индивиды или группы проецируют свои внутренние конфликты, агрессию и негативные аспекты на внешнего врага, таким образом, освобождая себя от этих нежелательных элементов. Проекция помогает поддерживать внутреннюю целостность и избежать осознания собственных недостатков, дефицитов, зависимостей и страхов.
2. Враждебные образы и коллективная идентичность
По теории Вилфреда Биона, группы могут функционировать на уровне базисных предположений, где общий враг служит катализатором для сплочения и мобилизации группы. В таких условиях группа объединяется вокруг общей цели или задачи, направленной против врага. Это помогает группе ощущать свою идентичность и целостность, создавая иллюзию внутреннего порядка и согласия.
3. Роль врага в формировании коллективной идентичности
Психоаналитик Вами́к Волкан развил концепцию коллективной идентичности, в которой враг играет центральную роль. По Волкану, крупные группы формируют свою идентичность через исторические травмы и конфликты, которые часто включают образ врага. Эти «выбранные травмы» передаются из поколения в поколение, создавая стойкие коллективные воспоминания, которые укрепляют идентичность группы.
4. Враг и процесс идентификации
Процесс идентификации включает в себя ассимиляцию ценностей и характеристик группы, а также создание границ между «нами» и «ими». Враг, как внешняя фигура, помогает определять эти границы, обеспечивая ясное разделение между своей группой и враждебной группой. Это способствует формированию чувства принадлежности и безопасности внутри группы.
5. Враждебность и внутренняя агрессия
Психоаналитики также рассматривают врага как способ управления внутренней агрессией. Враждебные чувства, которые не могут быть направлены на членов своей группы из-за страха разрыва и дезинтеграции, перенаправляются на внешнего врага. Это помогает поддерживать внутренний мир и порядок в группе, позволяя выплеснуть агрессию и сохранить гармонию внутри.
6. Критика и развитие теории
Современные психоаналитики критикуют упрощенные подходы к врагу, указывая на необходимость учета культурных, социальных и исторических контекстов. Они подчеркивают важность анализа не только внутренних психологических процессов, но и внешних факторов, влияющих на восприятие врага. В этом контексте враг рассматривается как динамическая фигура, меняющаяся в зависимости от времени и обстоятельств.
Переведу на наш человеческий:
Враг иногда важнее, чем сам человек.
Без врага — человек перестаёт существовать.
Враг является воплощением всего, что человек в себе имеет, боится признать.
Враг является заряженной фигурой, без которой эмоциональное развитие невозможно.
Враг выполняет одну из ведущих ролей в формировании собственного Я и коллективного Мы.
Враг непредсказуем. Какие бы проекции ты на него не «навешивал» — ты зависишь от этого врага и желаешь от него освободиться.
Все крики о внешней свободе и внутреннем мире — являются лишь проявлением абсолютной беспомощности и инфантильности. Поскольку свободен человек как всегда «от чего-то» и в этот же момент становится зависим от этого же «объекта».
Таким образом, образ врага, укоренённый в глубинах нашего бессознательного, оказывает значительное влияние на наше становление на протяжении всей жизни. От момента рождения, когда младенец воспринимает окружающий мир как враждебный и холодный, требуя при этом заботы и защиты от родителей, до подросткового периода, когда формируется идентичность и возникают первые осознанные конфликты с внешним миром, образ врага продолжает выполнять свою значимую функцию. На каждом этапе развития враг помогает структурировать внутренний мир и формировать границы между «Я» и «Другими», играя ключевую роль в процессе самопознания и построения как индивидуальной, так и коллективной идентичности.
Эти процессы протекают бессознательно, и именно через их понимание можно раскрыть скрытые механизмы формирования нашей личности и коллективных идентичностей.
Гиберманн Ирина