Цифровизация становится частью привычной жизни людей, удобным средством и общения, и покупок. Помимо комфорта, она связана с определёнными принципами безопасности. Не только взрослым, но и детям, которые тоже активно пользуются интернетом, важно уметь распознавать угрозы и минимизировать риски. Знание основ цифровой гигиены сейчас является базовым для человека: именно оно помогает обезопасить личные данные и не потерять деньги. Об этом говорили на церемонии открытия пятого сезона Всероссийской акции «Цифровой диктант». Более 100 подростков собрались на площадке «Академии цифровых технологий» в Петербурге, чтобы узнать об основах безопасности в интернете напрямую от экспертов, которые работают в сфере цифровизации. Эти специалисты рассказали о базе цифровой гигиены и дали рекомендации о том, как сделать покупки на онлайн-платформах безопасными. Пришедшие на встречу ученики школ и колледжей вместе с экспертами из Авито разобрали ситуации, с которыми чаще всего сталкиваются пользователи во время шопинга в Сети. Слушатели активно принимали участие в обсуждении безопасного использования онлайн-платформ и в числе первых в стране прошли «Цифровой диктант». По словам директора «Академии цифровых технологий» Валерии Зотовой, подобные мероприятия обладают особой значимостью. Она привлекла внимание слушателей к ключевым методам защиты в интернете: для этого важно создавать уникальные пароли, избегать сомнительных ссылок и URL-адресов, использовать надёжные сервисы с внутренними инструментами защиты данных. Покупки в интернете совершают пользователи самых разных возрастов, и для всех именно вопрос доверия и безопасности является одним из основных при выборе цифровой платформы для покупок. Чем больше осведомлённости о том, как работают те или иные технологии, тем большую защищённость они чувствуют, и тем эффективнее могут использовать возможности интернета. Участники встречи отдельно обсудили тонкости общения продавца и покупателя на цифровых платформах. Специалист по направлению Антифрод Авито Марк Лагоша поделился, как можно свести к минимуму риски и совершать покупки, которые не принесут неприятных сюрпризов. К основным мерам защиты он отнёс знание технических особенностей площадок и контроль за распространением личных данных. Для примера, в компании для этого предназначены верификация профилей, которая позволяет пользователям подтверждать свою личность, и цифровые бейджи — они подсказывают покупателям, какие продавцы заслуживают доверия. Среди других инструментов — встроенный в платформу умный мессенджер. Он делает общение участников сделок надёжным, в этом помогают алгоритмы искусственного интеллекта, благодаря которым получается выявлять подозрительные действия и предотвращать потенциальные угрозы. В программе мероприятия была интерактивная часть, где молодые пользователи интернета задавали вопросы о защите в Сети. Им предложили обсудить варианты поведения в сложных ситуациях. Самая активная дискуссия разгорелась вокруг вопроса о том, можно ли дать другу доступ в свой личный аккаунт. Школьники пришли к выводу, что это сделать можно, но осторожно — с соблюдением тех же мер безопасности в цифровом пространстве. Интерактивная часть заинтересовала каждого из участников встречи, а самые активные получили памятные подарки. Организаторы поблагодарили всех за неравнодушие к вопросам кибербезопасности. Затем школьники одними из первых в стране прошли «Цифровой диктант», а также рассказали о своих впечатлениях и результатах тестирования напрямую организаторам — Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), генеральным партнёром в 2024 году стал Авито. Среди пришедших на встречу оказался отличник, который ответил правильно на все вопросы. В рамках диктанта проверяются навыки работы с компьютером и другими цифровыми устройствами, знание правил безопасности и культуры общения в Сети, а также финансовая киберграмотность. Он помогает понять, насколько хорошо люди осведомлены о современных технологиях, и обучить грамотно их использовать. Директор по безопасности и доверию Авито Наталья Юматова ранее уточнила, что благодаря комплексной работе за последние 4 года удалось сократить число обращений по небезопасному поведению на платформе в 100 раз. Диктант открыт для всех желающих в возрасте от 10 лет, сайт проекта адаптирован для людей с ограниченными возможностями здоровья. Акция очень популярна: в первые часы после старта диктант написали 50 тыс. человек. На прошедшем ПМЭФ-2024 также говорилось об усилении работы по защите детей в киберпространстве. В Альянсе по защите детей в цифровой среде участвуют ведущие технологические компании России, которые нацелены создать для младших пользователей безопасное онлайн-поле — такое, в котором можно без рисков общаться, дружить, учиться, развиваться, открывать для себя новые возможности и развлечения. «С появлением новых партнёров Альянс сможет реализовать ещё больше социально значимых проектов и образовательных инициатив, направленных на повышение цифровой грамотности и создание безопасной онлайн-среды для детей», — отмечала председатель Альянса Елизавета Белякова. Работа организации предполагает выполнение целого комплекса мероприятий и инициатив, направленных на защиту детей в интернете.