Доходы внештатных сотрудников продолжают расти. Активнее всего с фрилансерами работают компании из IT, маркетинга, дизайна и контент–менеджмента. Сервис Solar Staff проанализировал среднемесячный доход внештатных специалистов в 2024 году. За год больше всего он вырос у программистов — на 30% — и составил 149 тыс. рублей. Также поднялись гонорары у аналитиков (+26%, до 102,6 тыс. рублей), копирайтеров (+16%, до 43,3 тыс.) и менеджеров по маркетингу (+11%, до 100 тыс.). На 7% подросли зарплаты у дизайнеров, до 59,7 тыс., на 6% — у проджект–менеджеров, до 120 тыс. рублей. Доходы внештатных специалистов отражают общий тренд на рост благосостояния, считает руководитель продукта банка для бизнеса «Бланк» Елена Виноградова. «В ряде проектных задач предпочтительно нанимать самозанятых, чем брать в штат. Поэтому на таких специалистов растёт спрос. И их доходы, соответственно, тоже. И как раз больше других под проектные работы берут программистов, аналитиков и копирайтеров. Так как их блок задач может не зависеть от общего погружения в проект», — добавляет она. Кроме того, у востребованных специалистов средний срок работы в одной компании сейчас составляет полтора года, хотя раньше превышал три. При каждой смене работы люди стремятся увеличить свой доход на 15–20%, отмечает генеральный директор «СмартСтаффинг» Алексей Шапка. По словам основателя компании PayPeople и сервиса taxiCRM Вадима Чермошенцева, IT–сектор часто привлекает внештатных программистов для разработки и поддержки продуктов, так как это гибко и экономично. Маркетинговые и рекламные компании активно сотрудничают с дизайнерами и копирайтерами для разработки креативных кампаний, часто требующих уникальных решений. Как крупные компании, так и стартапы всё чаще обращаются к фрилансерам для аналитики и управления проектами. Это позволяет им адаптироваться к меняющимся условиям. Согласно данным Solar Staff, компании всё чаще выбирают внештатных исполнителей, живущих в России. Это связано с упрощённым и ускоренным процессом найма, а также с большей прозрачностью российского рынка труда для местных компаний. «Работодателям легче находить специалистов с похожим культурным контекстом, глубоким пониманием местных реалий и, что особенно важно, владением русским языком. Такой подход помогает минимизировать риски, связанные с адаптацией и взаимодействием, что делает работу более эффективной и продуктивной», — поясняет директор по маркетингу сервиса для безопасных сделок с проектными исполнителями Solar Staff Руслан Ларин. Тем не менее проектные исполнители из других стран тоже востребованы. В первую очередь это жители стран СНГ, реже — Европы. За год количество фрилансеров из Казахстана увеличилось на 19%, из Белоруссии — на 17%, а из Азербайджана — на 31%. Зарубежные специалисты могут обладать уникальными навыками и опытом, которых не всегда хватает на российском рынке. Например, это может касаться сфер искусственного интеллекта или биоинженерии, где зарубежные исполнители могут предложить более глубокие знания в узких областях, критически важных для успешного развития проектов. Также такие сотрудники могут помочь компаниям в выходе на новые рынки. Например, для успешной экспансии в Китай необходимы специалисты с хорошим знанием языка и культурных особенностей этого региона. «Зачастую компании привлекают к работе фрилансеров–релокантов, которые хорошо понимают российский контекст, но находятся на территории другой страны. Это частая практика среди проектных исполнителей. В таком формате у них есть возможность самостоятельно выбирать локацию для работы», — резюмирует Руслан Ларин.