В подкасте «История по делу» мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Васильевский остров речь зашла о том, как запах русской кожи из Петербурга покорил Европу и вдохновил на создание знаменитого парфюма. У первого сезона нашего подкаста есть партнер — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг «Группа ЛСР». Запах русской кожи Если произнести название Cuir de Russie («Русская кожа»), то те, кто следят за историей парфюмерии, сразу вспомнят это легендарное название элитной туалетной воды от Шанель. Запах Cuir de Russie в начале ХХ века был эталоном, символом избранности и доступа в мир королей, императоров и иных сильных мира сего. Впервые парфюм вышел на рубеже XIX и XX века. И уже в наше время парфюмерный дом Шанель вновь перевыпустил эту туалетную воду. Кто хочет, видит в этом запахе загадку и очарование русской души, кто не хочет — непреодолимую силу запаха власти, который, по устоявшейся легенде, источает аромат «Русской кожи». Причём здесь Васильевский остров Петербурга и кожевенный завод Брусницыных? Об этом мы сейчас и расскажем. Начало империи В 1844 году Николай Мокеевич Брусницн покупает небольшую кожевенную мастерскую на Васильевском острове, в которой было всего 10 работников и они занимались дублением кожи. Рядом находился ещё один небольшой завод немецкого купца Фишера. Объединив свои капиталы, через женитьбу сына Брусницына на дочери Фишера, они создают в 1847 году новый кожевенный завод, который охватывает весь цикл работы с кожей от выделки до производства готовых изделий. Предприятие постепенно набирает обороты, выполняя не только частные заказы, но и государственные. Давайте поясним, что и сейчас кожаные изделия важная часть потребления в современном мире, а в середине XIX века это был наиважнейший материал. Сапоги, подошвы, ремни, упряжи, сёдла… да всё и не перечислишь. Поэтому кожи надо было много, а качественные кожаные вещи всегда находили спрос. В 1879 году Николай Брусницн умирает и завод переходит во владение его сына Николая. При нём завод становится не только крупнейшим в стране, но и в Европе. Николай Николаевич налаживает экспортные поставки и кожаные вещи с клеймом «Брусницын» все больше завоёвывают европейских потребителей. Ежегодная прибыль завода доходит до 52 млн рублей. Давайте поясним, что бы поняли масштаб и прибыльность предприятия: на сегодняшние деньги ежегодная прибыль кожевенного завода составляла бы около 85 млрд рублей. В общем, это было одно из крупнейших предприятий в Европе, занимавшее целый квартал от Кожевенной линии до Детской ул.и почти до Большого пр. Васильевского острова. Здесь располагались не только производственные площадки, но и особняк промышленников, оранжерея, парк, общежития для рабочих, богадельня. Братья постоянно посещали как европейские страны, так и США, постоянно приобретая технические новинки и переманивая лучших мастеров. Работать у Брусницыных было почётно и денежно. Понятно, что имея такое состояние, олигархи Брусницыны не только строили красивые особняки для себя, но и как положено всем олигархам, поглядывали на шикарные яхты. Так, средний сын Александр Николаевич Брусницын однажды перекупил у наследного шведского принца в Стокгольме красивую белоснежную яхту. Вот как об этой интересной истории рассказывает капитан Лухманов: «Однажды Александр Николаевич Брусницын отбил яхту у шведского наследного принца. Эта красивая, как породистая лошадь, белоснежная яхта, называвшаяся «Астарта», пленила фабриканта с первого взгляда, и он, будучи в Стокгольме, её перекупил более чем за миллион шведских крон». Трудно точно перевести на сегодняшние деньги, но это что-то около 930 млн рублей. Характерно, что яхта была куплена Брусницыным исключительно «для форсу»: купцы на ней не путешествовали, поскольку страдали морской болезнью, но сдавали яхту всем желающим для прогулок. Потом из этой яхты сделали учебное судно, и в 1920-х годах красавицу яхту благополучно потопили советские курсанты. В общем, братья Брусницыны были богаты, могли позволить себе дорогие чудачества, активно участвовали в политике, являясь соучредителями Прогрессивной экономической партии и занимались филантропией: состояли в Попечительстве о народной трезвости, организовывали столовые, читальни, ясли, приюты и богадельни. Так откуда же появился во Франции знаменитый аромат Cuir de Russie и причём тут Брусницыны? Истоки сырьевой зависимости Европы от России Дело в том, что благодаря протекционистской политике Петра I и Екатерины II, которые запретили вывозить из страны не выделанную кожу, кожевенное производство в России стремительно развивалось. И к концу XIX века Россия поставляет в страны Европы от 30 до 40% всей потребляемой кожи. Сейчас бы сказали, что Европа на рубеже веков попала в сырьевую зависимость от России. Но Европа тогда и не сопротивлялась. Юфтевая русская кожа или юфть — это была кожа особой выделки. Уникальная технология включала в себя многомесячное выдерживание шкур в резервуарах с ржаной или овсяной мукой и дрожжами, замачивание в дубильном соке с использованием различных пород деревьев, ручную обработку тюленьим или китовым жиром и смазывание берёзовым дёгтем. Обильное жирование придавало русской коже необыкновенную мягкость и эластичность, а также непревзойденную влагостойкость. Русскую кожу в Европе любила аристократия и финансовая элита. Водостойкая русская юфть использовалась европейцами для обуви и сумок, ремней и портсигаров, для обивки столов, кресел, стульев и дорожных чемоданов. В Британии русская кожа применялась для книжных переплётов, особенно юридических и священных книг. Кожа на рубеже веков обрела ещё одну, очень важную сферу применения — она сопровождала появление большинства технических новинок. Из кожи делались сиденья первых автомобилей, в кожаные чехлы заботливо упаковывались новорожденные электро- и радиоприборы, фотоаппараты. Авиаторы, шоферы (а это были, как правило, богатые люди) одевались буквально с ног до головы в кожу: куртки, укреплённые кожаными деталями галифе, шлемы, рукавицы-краги, высокие до колен сапоги. Так что русская кожа в Европе — это запах библиотеки и дух просвещения, это запах багажа путешественников и стремления узнать новые страны, это запах авантюризма и финансового благополучия. Запах отлично выделанных кож великолепен, это знает каждый, кому довелось держать в руках нечто подобное. И вот этот-то запах дал название знаменитым парижским духам Cuir de Russie — «Русская кожа». И большую часть этой «русской кожи» поставлял в Европу именно завод Брусницыных, расположенный на Васильевском острове Санкт-Петербурга. После революции завод был национализирован и долгое время благодаря оборудованию, купленному ещё при Брусницынах оставался лидером советского кожевенного производства. Правда, завод переименовали и он теперь носил имя Радищева, так как тот был таможенным чиновником и работал в таможенном управлении недалеко от завода Брусницыных. В начале 90-х годов XX века завод был ликвидирован и долгое время находился в заброшенном состоянии. Иногда в особняк Брусницыных водят экскурсии, показывая ошеломляющие интерьеры, которые частично сохранились и до наших дней, и пугая легендами про зеркало Дракулы, которое якобы купил Брусницын в Италии. А не так давно часть завода была превращена в общественное пространство, по нему можно прогуляться и попробовать представить размах промышленного производства одного из богатейших людей Российской империи, который занимался кожевенным производством. Тем производством, благодаря которому появился легендарный французский парфюм Cuir de Russie.