Власти Петербурга повышают зарплату работникам общественного транспорта. Решение принято на фоне дискуссии об изгнании из отрасли мигрантов, но пока непонятно, получится ли достичь этого — квалифицированных специалистов не хватает. Об увеличении зарплат на 20% на городских транспортных предприятиях объявил губернатор Александр Беглов во время встречи с лучшими сотрудниками сферы, которая прошла 24 октября. Повышение произойдёт в два этапа: с 1 ноября денежное довольствие поднимут на 10% и ещё на столько же с 1 января. Повышенные зарплаты будут получать водители, машинисты, кондукторы, а также обслуживающий персонал. Частные перевозчики на прошлой неделе объясняли депутатам ЗакСа, что нынешний уровень зарплат не позволяет удержать работников, в результате те уходят в более высокооплачиваемые сферы. Однако пока мера коснётся лишь предприятий, принадлежащих городу: метрополитен, Горэлектротранс и Пассажиравтотранс. Сколько зарабатывают водители в Петербурге Любой петербуржец, пользующийся метро, при каждой поездке видит в вагоне рекламу о поиске машинистов, её также регулярно крутят и по радиосвязи. После прохождения полугодового обучения и получения допуска к перевозке пассажиров кандидатам обещают зарплату от 108 тыс. рублей. Такие объявления стали постоянным спутником пассажиров, что наталкивает на мысли о нехватке работников и регулярной текучке кадров. По его словам, нехватка персонала приводит к постоянным переработкам, которые становятся ещё одной причиной увольнений. Горэлектротранс готов платить до 115 тыс. рублей водителю трамвая и до 140 тыс. — водителю троллейбуса, сообщается на сайте компании. На вопрос о дефиците кадров на предприятии отвечают лаконично: «Он есть». Также как и в метро компания завлекает новичков стипендией на период обучения. Пассажиравтотранс предлагает водителям автобуса зарплату от 80 до 140 тыс. рублей, а также переобучение с категории B на категорию D за счёт работодателя, следует из информации на сайте предприятия. Согласно данным сервиса hh.ru, в вакансиях для водителей общественного транспорта или автобусов сейчас чаще всего фигурирует доход в 100 тыс. рублей. Это на четверть больше, чем в октябре 2023 года, но не всегда решает кадровую проблему. При этом спрос на персонал в целом в транспортной сфере Петербурга, по её словам, вырос на 7% за месяц и на 12% по сравнению с прошлогодней осенью. По данным «Авито Работы», в третьем квартале этого года средняя предлагаемая зарплата для водителей автобуса в городе составила 107 163 рубля при полной занятости, что на 26% больше, чем в аналогичном периоде 2023-го. Как отмечает директор по развитию сервиса Роман Губанов, в целом водителям в среднем предлагают около 102 252 рублей (+17% за год). Сколько платят коммерческие перевозчики Как говорилось ранее, объявленная индексация затрагивает только госпредприятия. А что же с зарплатами у частных компаний, ведь они занимают две трети рынка автобусных пассажирских перевозок? Участники рынка ожидают, что город поможет и им повысить зарплаты водителей. По их оценкам, удержать работников позволят минимум 150 тыс. рублей в месяц за баланс часов. Сейчас же зарплаты на рынке ниже примерно на треть. По словам Старшинова, водители в его компании зарабатывают порядка 90-100 тыс. рублей. «Третий парк» ищет сотрудников, готовых получать до 155 тыс., нижний предел в объявлении на сайте компании не указан. «Питеравто» платит 110-170 тыс., согласно объявлению в Сети. Примерно такие же заработки на предприятиях, которые занимаются заказными перевозками. Две компании этой сферы указали на сервисе SuperJob зарплату на уровне 100-110 тыс. рублей. По итогам совещания с частными перевозчиками в середине октября комиссия по транспорту Заксобрания решила разработать предложения по изменению норм финансирования перевозчиков. Оставят ли в отрасли мигрантов Решение об индексации зарплат работникам транспорта принято на фоне дискуссии о запрете работать в этой сфере мигрантам. Соответствующий законопроект ранее в Госдуму внесла фракция «Справедливая Россия». Как уже писал «Деловой Петербург», процесс ужесточения миграционной политики запустил весенний теракт в «Крокусе». До сферы общественного транспорта тренд докатился после ряда резонансных ДТП. Как раз на этой неделе Рахматшоха Курбонова, водителя упавшего в мае в Мойку автобуса, в результате чего погибли 7 пассажиров, осудили на 6 лет колонии общего режима. Легче отделался Норкула Содиков, сбивший в январе пятерых пешеходов на тротуаре на улице Беринга — его освободили, зачтя срок ареста. С другой стороны, оба водителя жаловались на сложный график и утомлённое состояние, что опять же указывает на проблему нехватки шофёров и переработок. При этом в крупные ДТП попадали не только мигранты. В апреле умный трамвай «Довлатов» во время испытаний на Наличной улице въехал в толпу людей, одна из потерпевших скончалась. Суд признал виновным в аварии водителя Сергея Борщевского. Против запрета уже высказывались в ЗакСе, а председатель парламента Александр Бельский заявлял, что отказ от мигрантов приведёт к коллапсу. По словам Цивилёва, иностранцы составляют четверть водителей Пассажиравтотранса, у коммерческих перевозчиков эта доля доходит до половины. Однако индексация зарплат всё-таки может стать первым шагом к замещению мигрантов, признаёт парламентарий. По словам урбаниста Аркадия Гершмана, дефицит водителей наблюдался и ранее и характерен в целом для всех крупных городов России, но после начала СВО проблема усугубилась. «К водителям и техникам в принципе относились как к расходному материалу последние 30 лет. Помимо мизерных зарплат часто не было даже элементарных условий труда. Нельзя забывать и про армию ревизоров и регламент на каждый «чих». Систему выстраивали так, чтобы виноват был всегда водитель. Получается комбо — платят мало, условия ужасные, начальство не доверяет. Но при этом водитель ответственен за тысячи пассажиров», — отмечает эксперт.