В последние годы Смольный собор в буквальном смысле обрёл вторую жизнь. Он стал для жителей и гостей Петербурга не просто архитектурной доминантой. Сегодня это ещё и место, где постоянно происходят значимые для нашей культуры и истории события. Одно из последних — открытие выставки «Чтимые образы Богоматери от Тихвина до Владивостока». Как в случае с другими проектами, реализуемыми в подцерковном пространстве монастыря, организатором данной экспозиции выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд). Иконы же были предоставлены Обществом содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова (Общество). Место притяжения Долгое время Смольному собору не уделялось должного внимания при составлении туристических маршрутов города. Одна из причин заключалась в том, что в храме в 1970-е годы было полностью утрачено внутреннее убранство. Воссоздание иконостаса, выполненного «в духе графа Растрелли», стало важной задачей для Фонда в последние годы. И это далеко не единственный проект, связанный с обителью. Сегодня при входе в храм посетители могут увидеть точную копию макета Смольного монастыря Франческо Бартоломео Растрелли с колокольней, оригинал которого ранее хранился в Академии художеств, но в меньшем размере. Есть теперь у прихожан храма и своя святыня — точный список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери, хранящейся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме. Кроме того, продолжаются работы по приспособлению чердачной области собора под современное мультимедийное музейное пространство, где будут представлены наиболее известные ангелы Петербурга, России и мира. Все эти проекты призваны преобразить монастырь и сделать его в буквальном смысле новой точкой притяжения в Северной столице. И открывшаяся на днях выставка здесь также играет важную роль. Большое собрание В первый же день экспозиция собрала большое количество неравнодушных граждан, и это неслучайно. Ведь многие иконы выставлялись впервые, так как ранее находились в частных собраниях. В частности, в состав выставки вошли произведения из коллекций Светланы Абрамовой, Игоря Вырикова, Александра Шарова. Всего 100 икон XV — начала ХX века. Согласно православной традиции, почитается несколько сотен икон Богоматери, каждая из которых имеет особое наименование, свою историю и описания чудес и исцелений. Берущая начало в раннехристианском искусстве иконографическая традиция получила развитие в византийской культуре, где окончательно сформировались основные типы изображений. Впоследствии они продолжали развиваться в русской иконописи. Некоторые иконы Богоматери получили наименование по месту явления или нахождения, такие как Казанская, Тихвинская, Смоленская. Названия других передают смысл изображения, например Оранта (лат. — молящая), Одигитрия (греч. — путеводительница) или Елеуса (греч. — милующая). Ещё одна группа представляет собой эпитеты Богородице, которые заимствовались из церковной поэзии — «Достойно есть», «О Тебе радуется», «Утоли моя печали». Всё это можно увидеть на экспозиции. К самым ранним из сохранившихся образов с клеймами чудес принято относить иконы Богоматери Тихвинской. Посетители же выставки смогут ознакомиться с историей обретения и значением не только этой святыни, но и с ликами Феодоровской и Почаевской Богоматери. Примерно в XVI веке русские иконописцы стали иллюстрировать богослужебные стихиры и гимны, посвящённые Богоматери. Эту тему раскрывают несколько представленных на выставке икон, среди которых особую группу образуют достаточно редко встречающиеся изображения «Достойно есть». Отдельная часть экспозиции посвящена образам Богородицы — как помощницы в обретении собственного дитя. Такие иконы, как правило, относят к XVIII-XIX векам, когда в иконографическом творчестве стали активно возникать новые типы образов Пресвятой Девы. Характерный пример — икона Богоматери «Вспоможение в родах». Особый раздел богородичной иконографии — изображения праздников. В Смольном соборе представлено несколько комплектов святынь из иконостасов, а также иконы Покрова и несколько образов Рождества Христова разных иконографических традиций. Есть здесь и современные иконы, такие как Богоматерь Порт-Артурская, об удивительной истории которой рассказал Директор Фонда Илья Козлов: «Изображение покровительницы Дальневосточных земель, русского флота и воинства написал старый матрос, участник обороны Севастополя Феодор Катанский. Он пришёл в Киево-Печерскую лавру и сказал, что ему явился святой образ. Так родилась икона и первоначально была доставлена во Владивосток, затем в войну сведения о ней потерялись, но уже в наше время она была вновь обретена». Таким образом, по словам директора Общества Натальи Горьковой, в подцерковном пространстве монастыря получилось собрать иконы, которые относятся к различным центрам, эпохам и неразрывно связаны с русской историей. По мнению организаторов, выставка «Чтимые образы Богоматери от Тихвина до Владивостока» имеет огромное культурно-просветительское значение, так как представляет собой не просто коллекцию редчайших икон с ликом Богородицы, а демонстрирует глубокую взаимосвязь русского народа с духовными традициями в разные периоды становления русского государства. В данном случае каждая святыня становится своего рода духовным компасом. Почувствовать в полной мере это можно до 10 декабря, пока будет открыта экспозиция.