Языковая мокрица

Жизнь паразита — искусство балансировать между крайностями. Такой организм нуждается в питательных веществах, которые можно получить лишь от хозяина. Если увлечься воровством слишком сильно, носитель умрёт, прихватив за собой не в меру жадных нахлебников. Чтобы такого не случилось, многие виды паразитов стараются компенсировать своё присутствие. Языковая мокрица — наглядный тому пример.

В международной классификации она именуется «Cymothoa exigua», а в англоязычных источниках известна как «tongue-eating louse». Языковая мокрица происходит из равноногих раков, имея все характерные черты этого рода. Она похожа на сегментированный танк с двумя рядами плавательных ног. Жизненный цикл начинается с микроскопической личинки. Вместе с течениями зародыш дрейфует в океане, пока не отыщет рыбу семейства окуневых. Оказавшись в жабрах, изопода меняет пол на женский и переползает в ротовую полость. Прицепившись к языку, она пьёт кровь и глотает слизь, не брезгуя и кусочками пищи.

Разумеется, в скором времени у рыбы нарушается кровоснабжение языка. Этот важный орган попросту отмирает, но к тому часу мокрица уже выросла и готова к размножению. На такое дело требуется ещё больше энергии. Конечно, изопода не станет убивать хозяина в столь ответственный момент, ведь он ей нужен живой, здоровый и с хорошим аппетитом.

Поэтому языковая мокрица принимает на себя функции съеденного органа. Она помогает рыбе проглатывать добычу, не забывая откусывать свою долю. Совместная работа может продолжаться достаточного долго. Новые личинки вылупляются из яиц, откладываемых в брюшную полость носителя. Освободившись, они плывут на поиски новых жертв.

Жизнь мокрицы намного короче рыбьей. Отметав достаточно яиц, она гибнет. Разумеется, нового языка у хозяина уже не вырастет. Постоянный голод толкает рыбу на всё более неосторожное поведение. Чаще всего оно заканчивается в пасти хищника. Океан — населённое место, и мало кому везёт найти там естественную смерть.

В плане эволюции человек и морские жители находятся очень далеко. У нас нет общих паразитов. То, что будет случайно проглочено с водой или съедено в куске сашими, моментально познакомится с соляной кислотой в желудке и мощнейшими ферментами в кишечнике. Даже если какие-то личинки или яйца сумеют пережить химический удар, в дело вступит биофизика.

Соль, растворённая в воде, создаёт осмотическое давление. Жидкость всегда стремится туда, где концентрация ионов меньше. Любая жизнь основывается на полупроницаемых мембранах и клеточных насосах. При попадании морского паразита в человеческий организм вода начнёт поступать в его клетки, пока не разорвёт их на части. Именно поэтому океанскую рыбу можно есть в сыром виде, не боясь обогатить свой внутренний мир. С тем, что плавает в реках, всё намного интереснее.

Тем не менее, пару раз в год публикуются новости об отравлениях, вызванных употреблением языковых мокриц в пищу. История умалчивает, чем они обусловлены: любовью к экзотической кухне или невнимательностью.

В любом случае, правильная разделка мяса и готовка при высокой температуре ещё никому не навредили.

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
Текст: #Игнатенко@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Редактура: #Ficus@inbioreactor