Are you scared?

Наверняка многие из читателей смотрели мультфильмы «Головоломка» и «Головоломка 2». Это тот, в котором рассказ ведётся от лица эмоций, «обитающих» в голове главной героини и управляющих её поведением. Там были такие эмоции как Радость, Печаль, Гнев и Брезгливость. Однако, ни в первой, ни во второй части не было эмоции, которую испытывают все без исключения люди (а, скорее всего, вообще все позвоночные) – страха.

Действительно, это чувство преследует нас с того момента, как человек начинает осознавать себя. Хотя, скорее всего, гораздо раньше, просто в силу некоторых обстоятельств мы не помним этого, а меж тем, стимулы, которые способны вызывать боль и страх у новорожденных детей, часто запечатлеваются на всю жизнь. В детстве нас преследует страх различных монстров, в отрочестве – хулиганов, в юности – одиночества, в молодости и зрелости – страх потерять работу, жильё и/или здоровье, а в старости – смерти. Иногда эти страхи комбинируются, иногда терзают разум по одиночке, но никогда не оставляют человека. Что же это за чувство, откуда берётся и где обитает?

В животном мире страх – это эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, и играющая важную роль в выживании особи. Иными словами, если некое животное столкнулось с какой-либо опасной ситуацией и сумело выйти из неё живым – то эта ситуация (или сопровождающие её обстоятельства) закрепится в памяти и при повторном столкновении будет вызывать ощущение опасности, заставляя избегать подобных сценариев. Но у человека – существа, обладающего выдающейся среди прочих животных корой, страх может возникать до столкновения с обстоятельствами, представляющими опасность для жизни и здоровья, а иногда и вовсе на пустом месте.

Современное научное определение страха предельно абстрактное. Согласно ему, страх – это эмоция или чувство возникающее из-за ощущения реальной или предполагаемой опасности. В свою очередь, ощущение – это психический процесс, представляющий собой чувственное отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом, внутренних или внешних стимулов, раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы и при участии нервной системы в целом.

В этом довольно водянистом определении удаётся обнаружить несколько узлов, опираясь на которые можно составить общее представление о том, как возникает страх. Во-первых, необходим субъект, т.е. существо, которое обладает самосознанием (априорно будем считать, что любой, у кого есть самосознание, обладает высокоразвитой нервной системой), во-вторых, должны присутствовать некие стимулы и, в-третьих, основное действие будет происходить в нервной системе.

Итак, в качестве стимулов могут выступать любые сигналы с любых анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного, вестибулярного, проприоцептивного (воспринимающего изменение состояния скелетных мышц и сухожилий) и болевого. Наиболее эффективно страх возникает в результате одновременного поступления сигналов с разных анализаторов. Однако, наиболее изученными являются страхи, возникающие в результате раздражения тактильного и зрительного анализаторов.

Для простоты имеет смысл остановиться именно на зрительном механизме, поскольку он имеет наибольшее значение для человека. В настоящее время считается, что при формировании этого чувства учувствуют два пути в ЦНС – «быстрый» и «медленный» (Рис. 1).

В «быстром» случае, после поступления сигнала с сетчатки глаза нервный импульс отражается в чувствительных ядрах зрительного бугра и замыкается в ядрах миндалевидного тела. Миндалевидное тело – это область мозга, расположенная в белом веществе височной доли под скорлупой (Рис. 2 — 5). Это небольшое образование играет важнейшую роль в формировании эмоций вообще и страха в частности. Миндалевидное тело или амигдала – относится к т.н. лимбической системе – группе структур головного мозга, которые обеспечивают адекватное приспособление организма к условиям внешней среды и сохранению гомеостаза (Рис. 6). Филогенетически – это один из наиболее древних отделов головного мозга.

Так или иначе, но, оказавшись в ядрах амигдалы, нервный импульс приводит к активации симпатической нервной системы со всеми характерными для страха внешними эффектами. Быстрый путь, в большинстве случаев, носит рефлекторный характер, и часто бывает ложным. Хорошим примером быстрого пути является известный старт-рефлекс – резкое сокращение скелетной мускулатуры в ответ на внезапный раздражитель (особенно забавно он выглядит у кошек, которые подпрыгивают с места на высоту, в несколько раз превосходящую их собственный рост). Строго говоря, в данном случае эмоцию, которую испытывает человек, скорее можно назвать испугом. Однако, быстрый путь только при большом количестве повторении стимула может зафиксироваться памятью и вызывать ощущение страха при столкновении с аналогичным раздражителем.

Совсем иное дело – «медленный» путь. В этом случае, нервный импульс от анализатора, отразившись в зрительно бугре, направляется в сенсорные центры коры, а оттуда уже в миндалевидное тело, благодаря чему в коре головного мозга и формируется то самое ощущение, которое человек называет страхом. Кроме того, благодаря тому, что импульс прошёл через корковые центры (можно сказать, попал в сознание), он гораздо эффективней запоминается. И, будучи негативно окрашен, на долгие годы способен запечатлеваться в разуме.

Страх, как эволюционно обусловленное явление, не способен (да и не должен) вызывать изменения внутренней среды организма, т.е. гомеостаза (Рис. 7 — 8). И основными веществами, которые это обуславливают, являются два хорошо известных гормона – адреналин и кортизол. Оба этих вещества синтезируются в надпочечниках – железах, расположенных в забрюшинном пространстве на верхнем полюсе обеих почек.

И адреналин, и кортизол воздействуют на исполнительные ткани таким образом, чтобы минимизировать ущерб, если организм-хозяин получит травму. В первую очередь, они повышают уровень глюкозы в крови, чтобы обеспечить питание тканей в случае возможного бегства.

Под действием этих гормонов меняется тонус сосудов в органах и тканях. Так, просвет сосудов в органах брюшной полости и коже уменьшается, а в скелетной мускулатуре, наоборот, увеличивается. Таким образом удаётся добиться перераспределения крови между мускулатурой, которой, возможно, придётся работать более активно, и паренхиматозными органами. Кроме того, в случае ранения, благодаря спазму сосудов кожи, удастся уменьшить объём кровотечения. Состав крови также меняется – увеличивается концентрация кальция, факторов свёртывания и количество тромбоцитов – всё это также направлено на снижение объёма потенциальной кровопотери. Частота сердечных сокращений и дыхательных движений возрастает, а глубина вдоха, наоборот, снижается, таким образом удается повысить парциальное давление (концентрацию) кислорода в крови. Перистальтика, напротив, замедляется.

Удивительно, но весь этот каскад приспособительных реакций происходит и в случае реальной опасности, и в ситуации просмотра фильма ужасов в удобном кресле (если, конечно, фильм снят по-настоящему талантливо, а не построен на серии примитивных скримеров).

И тут, наверное, пришла пора обсудить, почему мы так любим пугать себя – смотреть хорроры, читать про маньяков-убийц или посещать аттракционы. На этот счёт у физиологов и психологов единого мнения нет. Так, психологи считают, что важным условием для получения удовольствия от подобного контента является понимание безопасности происходящего для зрителя. По их мнению, просмотр фильма ужасов позволяет безопасно разрешить внутренние конфликты, накопившиеся в сознании.

В свою очередь, физиологи считают, что мы не столько любим пугать себя, сколько любим ощущение миновавшей опасности. Дело в том, что в случае, если организм счастливо избежал гибели, он получит вознаграждение от собственной ЦНС в виде дозы т.н. «гормонов счастья», своего рода допинг за хорошо проделанную работу. Но вполне возможно, что эти механизмы дополняют друг друга.

Так что бойтесь на здоровье!

Список использованной литературы:
1. Бабский Е.Б., Зубков А.А., Косицкй Г.И., Ходоров Б.И. Физиология человека / под ред. акад. АН УССР Е.Б. Бабского – М.: Медицина, 1966
2. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия: Учебник. – М.: Медицина, 2000
3. Медицинская физиология по Гайтону и Холлу./ Дж. Э. Холл/ пер. с англ.; под ред. В.И. Кобрина, М.М. Галагузы, А.Е. Умрюхина 2-е изд., испр.и доп. – М.: Лгосфера – 2018
4. Физиология человека с основами патофизиологии. В двух томах. Т I. Под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекмана. /пер. с нем. Под ред. дбн М.А. Каменской, дбн М.В. Ковальзона, дбн И.В. Филлиповича, кбн В.Н. Егоровой, кбн Т.В. Липиной, Т.С. Филатовой, Е.К. Селивановой/ М.: Лаборатория знаний – 2021.

#Биология@inbioreactor
#Медицина@inbioreactor
#Физиология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #Самсонова@inbioreactor
#Наука #Научпоп