Россияне стали чаще покупать отечественный алкоголь. Зарубежные напитки никуда не делись, но цены на них выросли. При этом алкомаркеты остаются одними из самых активных арендаторов коммерческой недвижимости. Российские торговые сети и дистрибьюторы адаптируются к новым условиям, расширяя сотрудничество с отечественными производителями и налаживая поставки из стран, не присоединяющихся к санкциям против России. Импорт налажен Руководитель НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максим Черниговский рассказал «ДП», что в настоящее время основными поставщиками иностранного алкоголя в Россию являются Аргентина, Чили, ЮАР, Грузия, Сербия и другие дружественные страны. Из этих государств ввозятся вина, коньяк, виски и другие напитки, которые пользуются спросом у российских потребителей. Поставки сейчас довольно стабильны, но цены по сравнению с досанкционными временами выросли в 2–3 раза. Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев замечает, что в последнее время наблюдается рост как внутреннего производства, так и показателей импорта алкоголя в Россию, а по некоторым позициям уже достигнуты докризисные значения. Объём импорта в 2024 году по сравнению с 2023–м вырос практически во всех категориях крепкого алкоголя. Например, объём импорта виски за первые 9 месяцев текущего года увеличился на 28%, а поставки бренди обогнали даже показатели 2021–го на 38,5%. В компании Ladoga рассказали, что крупные федеральные ретейлеры самостоятельно занимаются импортом продукции и некоторые из них стабильно входят в топ импортёров. Это не значит, что на их полках только то, что они возят самостоятельно, но зачастую собственный импорт — это доминирующая доля на их полках. Сильны позиции крупных импортёров, которые самостоятельно сопровождают всю товаропроводящую цепочку. Российское в тренде За первые 9 месяцев 2024 года объёмы производства отечественных игристых и шампанских вин выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, тихих вин — на 8%, водки — на 1,5%, коньяка — на 17%, что способствует удовлетворению внутреннего спроса. Если говорить о тенденциях в пивоваренной отрасли, то переориентация потребителя на российскую продукцию подтверждается статистикой продаж. В пресс–службе компании «Балтика» отмечают, что, по данным ЦРПТ, 95% проданного пива в июне–августе — отечественного производства. Снижение внимания потребителей к импортной продукции — это новые возможности для российских предприятий. Те из них, что обладают достаточными производственными мощностями, запускают всё больше новинок. Согласно статистике NielsenIQ Россия, в прошлом году среди всех алкогольных напитков именно пиво показало наибольшее количество новых позиций — почти 750 SKU. В Ladoga также подтверждают, что на полках сетей и специализированной розницы стало существенно больше российских алкогольных напитков. «Российская алкогольная промышленность развивалась бы ещё успешнее, если бы список товаров, разрешённых к ввозу путём параллельного импорта, был скорректирован с учётом категорий, в которых отечественные производители сильны и в состоянии покрыть потребность рынка без массового ввоза зарубежных продуктов», — считают в компании. Урочные часы Многое может измениться из–за регулирования рынка. Максим Черниговский напоминает, что в Ленинградской области с 1 сентября 2024 года введены временные ограничения на продажу алкоголя в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (МКД), кроме ресторанов. Для них установили такой же режим, как для розничных магазинов, — с 23:00 до 09:00. В Петербурге пока идёт обсуждение аналогичных мер. Речь о временном промежутке с 22:00 до 11:00. Александр Дмитриев добавляет, что слишком серьёзные ограничения помимо положительного эффекта могут сопровождаться и отрицательными последствиями, такими как дефицит алкоголя, падение доходов бюджета государства от продажи спиртного, развитие нелегального рынка. Поближе к дому На прошлой неделе несколько читателей «ДП» сообщили о том, что в популярной сети «Красное & Белое» ассортимент якобы существенно сократился. По одной из версий, причиной могла стать нехватка водителей для внутригородской развозки. То есть дело, скорее всего, оказалось в системных проблемах, которые переживает сейчас весь рынок труда, — именно водители грузовиков называются в списке дефицитных специальностей чаще всего. Так или иначе спустя буквально несколько дней ситуация, по мнению читателей, нормализовалась. В самой компании от комментариев отказались. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин обращает внимание на то, что, хотя «Красное&Белое» остаётся лидером и общее количество магазинов у них уже превысило тысячу, темпы открытий новых точек упали. Тем временем алкомаркеты продолжают осваивать рынок Северной столицы. Директор федеральной компании «Этажи» в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что неоспоримыми лидерами в городе являются «Красное&Белое», «Бристоль», «Винлаб» и «Ароматный мир». Спрос на покупку франшиз алкомаркетов в этом году в целом выше на 5%. Некоторые собственники помещений даже специально адаптируют их под открытие алкомаркетов, чтобы повысить ликвидность. Также появляются новые игроки. Ретейлер «Лента» открыл компактные винно–продуктовые магазины под брендом «Вингараж». Сейчас в Петербурге и Ленобласти работает уже восемь точек. «Традиционно развивается тренд на формат “магазин у дома”. Особо актуально это в развивающихся и активно застраиваемых локациях: Московский и Приморский районы, Мурино и Кудрово. Такой формат подразумевает и расширение ассортимента представленных товаров», — замечает Юрий Изосимов.