Человек или робот.

На днях, гуляя по просторам виртуальности, наткнулась на обсуждение сложностей фриланса. Человек принёс коллегам свою боль и спрашивал, как себя мотивировать на работу.

В ответ прилетело немало самых разных советов. Кто-то пытался научить, кто-то пересказывал мнения экспертов, кто-то делился собственной болью и собственным опытом.

Среди прочего кто-то со ссылкой на опыт «великих» написал примерно следующее: «Если не хотите чем-то заниматься — это мозг и сердце подсказывает, что занимаетесь совершенно не тем. Найдите что-то, во что искренне верите, что заряжает остальных, тогда мотивацию искать не придётся». Ну и к психологу сходить порекомендовал.

В ответ довольно скоро появился комментарий примерно следующего содержания: «Мозг и сердце постоянно подсказывают мне, что мыть посуду, ходить с утра в поликлинику, выплачивать кредит, лечить зубы и многое другое — не то. Надо себя заставлять».

И вот здесь мне есть, что сказать.

С зубами и поликлиникой вопрос в цене. Не в смысле, что в деньгах, а в смысле, что важность, видимо, низкая, если человек не идёт или вынужден тащить себя через существенное волевое усилие. Заболит сильно-пресильно — человек побежит, ещё и в любое время и за любые деньги. А если нет, значит, на то есть причины. Такие причины, которые перевешивают любую боль. Едва ли эти причины легко будет раз за разом ломать усилием воли.

С кредитом примерно аналогично. Если нет желания платить, значит, нет страха, что прижмут кредиторы. Ничто так не мотивирует, как гигантские штрафы. Если же это не работает, то вероятно, проблема глубже. Либо человек не в состоянии столько платить и зарабатывать, либо есть очень веские причины, которые едва ли легко будет раз за разом ломать усилием воли.

А с посудой, вообще, нет очевидных решений. Потому что заставить себя мыть — не единственный вариант, а лишь один из множества. Можно питаться вне дома, купить посудомойку, делегировать домашним… Моя старшая дочь, к примеру, периодически покупает одноразовую посуду. Моя соседка приглашает помощницу по хозяйству. Некоторые пакеты на тарелки надевают. А кто-то выбирает есть из грязного, пока оно терпимо грязное. Я вот свою кружку из-под чая раз в две недели мою, мне так нормально.

Люди всегда хотят множество противоположных вещей одновременно. Выбирают то, что актуальнее. Иногда — то, что доступнее.

Когда у человека болит зуб и опухла половина лица, он, может, и не хочет лечить зуб, но хочет, чтобы не болело. Лечение при этом — всего лишь цена. Но действие происходит отнюдь не на волевых усилиях.

Когда человек намывает посуду полирует до блеска сантехнику, он, может, и не хочет мыть. Но он хочет есть из чистого, лежать в чистой ванне, смотреться в чистое зеркало… А может, он хочет быть человеком, у которого всё в чистоте-красоте и в порядке. Или не хочет расстраивать маму. Или хочет позаботиться о домочадцах. Или он боится микробов и болезней. И тогда в зависимости от того, зачем, для удовлетворения какой потребности, нужна чистая посуда и сверкающая сантехника, однажды человек найдёт способ, который окажется приемлем по цене. Возможно, этот способ окажется совсем не про мытьё посуды. Кто знает?

Действие должно в итоге приносить удовольствие — приводить к ощущению, что удовлетворена какая-то потребность. Если говорить о работе, раз уж моё рассуждение началось с подсмотренного диалога о работе, то работа должна приносить удовлетворение. Или сама по себе, или посредством траты полученных от неё денег, или через достижение чего-то другого, очень желаемого, например, некоего образа себя, похвалы, общения с конкретными людьми… Если нет удовольствия ни там, ни там, нигде, ты или выгораешь, или превращаешься в высокофункциональную машину. Это очень эффективно. Машины, они производительны, полезны, хороши. Загвоздка в том, что машины не бывают живыми. Они функционируют, но не чувствуют. Они не бывают нужными, по-настоящему любимыми, только полезными. У машин не бывает тёплых отношений друг с другом. Этого ли хочется?

Марина Кришталь