Количество тематических фитнес–студий в Северной столице превысило число крупных спортивных объектов. При этом объём первоначальных вложений в запуск проектов за последние 3 года увеличился в разы. В Петербурге, как и во всей России, последние несколько лет происходит перестройка рынка фитнес–услуг. Люди всё больше переключают внимание с многофункциональных фитнес–клубов с тренажёрными залами, бассейнами и программами групповых тренировок на небольшие студии. Принципиальное отличие такого формата в том, что посетителям предлагается только одно или несколько спортивных направлений. Это может быть растяжка, пилатес, йога, танцевальные тренировки, сайкл, джампинг и так далее. Клиентов хватит всем Руководитель отдела аналитики FitnessData Светлана Калина обращает внимание на то, что по количеству объектов студии давно превзошли клубы и тренажёрные залы. В 2024 году в Петербурге функционирует более 1050 фитнес–объектов, и более 400 из них — фитнес–студии различных форматов. В денежном выражении на такие объекты приходится порядка 16% рынка города. При этом продолжает появляться много новых игроков. «В Петербурге и Ленобласти за 2023 год и 9 месяцев 2024 года 75–80% новых фитнес–объектов пришлось на студии. Это средний общероссийский показатель. Среди самых популярных направлений функциональный тренинг, восточные единоборства, пилатес, йога, стретчинг. Набирают популярность, но пока всё же не на первых местах сайклинг, функциональный тренинг на TRX–петлях», — отмечает президент Национального фитнес–сообщества Елена Силина. Среди сетей фитнес–студий лидерами рынка Северной столицы являются Fitroom (26 точек), Levita (25), Lady stretch (12), Mvpilates (10). Но тренд начали подхватывать и большие фитнес–клубы. Так, формат автоматизированных мини–студий развивает сеть XFIT. В городе пока открыто три локации: в Адмиралтейском, Василеостровском и Московском районах. Однако опережающий рост сегмента не мешает развитию классических клубов. «Фитнес–рынок в России пока не развит. Даже в Петербурге доля вовлечённого в фитнес населения составляет 12%, поэтому клиентов пока хватает всем», — утверждает Светлана Калина. Ближе к дому Эксперты считают, что смещение спроса с многофункциональных спорт–клубов на студии связано со сравнительной лёгкостью запуска таких проектов. По оценкам Елены Силиной, с учётом инфляционных издержек стоимость вложений в полноценный фитнес–клуб составит от 200 млн рублей, что в десятки раз дороже создания небольших проектов. Открытие крупных объектов несёт за собой высокие риски, связанные со сроками окупаемости вложений, что усугубляется небольшой маржинальностью (на уровне 7%), снижением платёжеспособности населения, санкциями и общей турбулентностью в экономике, подчёркивает эксперт. Также на рост сегмента сильное влияние оказало изменение потребностей клиентов. «Когда фитнес только зарождался в России, уровень проникновения спорта был очень маленьким. Люди хотели под одной крышей иметь всё и сразу, потому что не знали, что им интересно. Хотелось и бассейн, и солярий, и детский клуб. Сейчас уровень проникновения повышается и люди, попробовав всё, выбирают определённое направление для развития. “Бутиковые” студии в этом плане могут предложить продукт более высокого качества», — говорит основатель сети студий Rock the Cycle Олег Рудаков. С этим соглашается и основатель сети фитнес–студий Stretch Me Анастасия Завистовская. По её мнению, люди тянутся к сообществам. И для многих важно получать от фитнеса не только физическую активность, но и общение. «Бутиковые» студии эффективно справляются с этой задачей. Также горожане стали тяготеть к большей территориальной доступности спорта. Руководитель сайкл–студии Gocycle Галина Жукова рассказывает, что сейчас развита концепция 15–минутного города. Её поддерживают застройщики, предусматривая возможность размещения внутри жилого квартала всей необходимой инфраструктуры для жителей: магазинов, пунктов выдачи маркетплейсов, точек общепита, развлекательных заведений и фитнеса. По мнению руководителя Ассоциации операторов фитнес–индустрии Ольги Киселёвой, тенденцию роста также поддерживает уход в предпринимательство части тренеров, которые достигли потолка в отрасли и набрали большую клиентскую базу. Они обычно занимают нишевые направления, например сайкл, йогу, танцы. Но большое количество таких проектов не выдерживают на рынке и года. Выживает сильнейший По словам опрошенных «ДП» экспертов, объём первоначальных инвестиций, необходимых для открытия небольшого фитнес–объекта, будет зависеть от его формата. «Если говорить про “бутиковые” студии, то потребуется от 80 тыс. до 120 тыс. рублей за квадратный метр. Окупаемость формата составляет около 3 лет. Но есть опции и существенно дешевле. Например, студию стретчинга можно открыть с гораздо меньшими вложениями», — отмечает Олег Рудаков. По данным, которые приводит FitnessData, в среднем в России на открытие студии площадью 100 м2 необходимо от 3 млн до 5 млн рублей. «Это зависит не только от площади, но и от необходимого оборудования. Если говорить о студии сайкла, то понадобятся вложения свыше 10–12 млн, поскольку каждый тренажёр имеет довольно высокую стоимость. Соответственно, на окупаемости направление студии тоже сказывается», — объясняет Ольга Киселёва. Также довольно высокой статьёй расходов является закупка музыкального оборудования, дополняет руководитель сайкл–студии Velobeat Ксения Вожова. Помимо этого, в помещении для высоких кардионагрузок необходимо предусмотреть качественную вентиляцию и кондиционирование. За последние 3 года объём первоначальных инвестиций в запуск студии вырос, по разным оценкам, в 2–2,5 раза из–за того, что предприниматели могут закупать в основном только импортное оборудование. Особенно подорожали европейские модели. Согласно мониторингу Национального фитнес–сообщества, больше 90% владельцев клубов сообщают о росте расходов на коммунальные услуги до 20% с начала года. Затраты на расходные материалы выросли ещё более существенно: до 30% с начала 2024 года.