Хорошо, что в России не празднуют День благодарения, который с подачи кинематографа ассоциируется с фаршированной индейкой в качестве главного угощения. Ведь с ней теперь могут возникнуть сложности. Газета «Ведомости» 7 ноября сообщила, что крупнейший производитель мяса индейки компания «Дамате» уведомила торговые сети о сокращении вплоть до 10 января 2025 года плановых объёмов производства и поставок птицы. Причина — выход из строя системы обеспечения микроклимата на фабрике в Ростовской области. Из–за её поломки поголовье птиц пришлось экстренно направить на убой. Произошло всё это ещё в сентябре, но последствия, похоже, отразятся на поставках в магазины только сейчас. «Дамате» контролирует более 50% российского рынка индейки. Ростовская площадка не единственная, где компания производит мясо этой птицы. Фабрики у «Дамате» есть и в других регионах России, в том числе в Петербурге. То есть очевидно, что индейка из магазинов не пропадёт, но её количество явно сократится. Что происходит, когда уменьшается предложение при постоянном спросе (или растущем, если вдруг кто–то из россиян захочет всё–таки отпраздновать День благодарения), хорошо известно. Эксперты уже начали давать прогнозы, что сокращение предложения одного товара может повлечь рост спроса (а значит, и цен) и на другой. Альтернативой индейки является мясо других птиц, прежде всего курицы. Однако настраиваться на пессимистичный сценарий всё же не стоит. Минсельхоз 7 ноября сообщил, что в 2024 году Россия может увеличить производство мяса индейки на 3%, до 435 тыс. тонн. Даже если этот прогноз придётся скорректировать из–за сбоя на ростовском предприятии, доля индейки в общем объёме производства мяса птицы невелика. Ежегодно в России выпускается порядка 5,3 млн тонн мяса птицы, то есть на индейку приходится менее 10%. Всё это в очередной раз подтверждает, что иметь одного крупного производителя на стратегически важном рынке крайне нежелательно. Остаётся надеяться, что на фоне затруднений у крупнейшего игрока его конкуренты смогут нарастить объёмы производства и поставок. По мере стабилизации рынок может стать более конкурентным, а это всегда полезно как для развития всего сегмента, так и для потребителей.