4 всадника апокалипсиса

Эти четыре библейских сущности известны, пожалуй, каждому человеку, который читает книги, смотрит кино и слушает музыку. Знаменитый квартет из Войны, Голода, Чумы и Смерти грозится устроить на планете апокалипсис уже не первую тысячу лет. Однако, их угрозам не суждено сбыться: лошади нынче дорогие, да и людей им небось жалко… Или нет?
А что если мы вам скажем, что эти ребята уже давно устроили на Земле настоящий кавардак?

На самом деле, оно так и было, но нас, людей, оно пока что не сильно задело, ведь именно мы помогли им учинить беспорядки по всему миру. Все знают их имена с детского сада. Собака, свинья, крыса и кошка. Четыре зверя, которые во всем поддерживали человека, и покорили мир отнюдь не на лошадях, а на кораблях, самолетах, автомобилях и поездах.

Собака сопутствует людям с позднего плейстоцена. Одомашненные в Европе волки стали хорошим подспорьем в хозяйстве и верными помощниками на охоте. Всюду таская с собой этих зверей, человек при помощи селекции превратил серого разбойника в покорного слугу, выводя разные породы для разных целей. Однако, рядом с домашними любимцами и рабочими животными всегда ошивались полудикие, похожие на небольших волков, собаки-парии.

Природа не щадит никого, и из забавных, или наоборот, страшных и злобных псин путем естественного отбора вывелась самая живучая и здоровая форма, похожая и на шакала, и на динго одновременно. Рыжие, серые или желтые, с обвисшими ушками или стоячими, обычно именно такие собаки, измученные голодом и не получающие ежедневный паек, начинают охотиться.

Некоторые дикие собаки, вроде динго, вообще появились на заре времен, когда человек лишь начинал расселяться по планете. Мелкими и непрактичными породами тогда еще и не пахло, так что динго и новогвинейские поющие собаки — это потомки примитивных охотничьих пород.

Все меньше и меньше завися от человека, они уходили в тропические леса и степи, где волкоподобными хищниками раньше и не пахло. Собаки осознали, что они находятся в беспроигрышной ситуации и, расслабившись, принялись методично выедать местных эндемиков (и не только), сводя их численность к нулю.

Не размениваясь на мелочь, они охотятся на взрослых казуаров и капибар, авторитетом задавили сумчатых волков. В Австралии, правда, их влияние не только отрицательное: они почти не трогают мелкоразмерную фауну, а также активно охотятся на кошек и свиней.

Свиньи же были воспеты во многих баснях, легендах и песнях. Им посвящали статуи, рисовали на стенах пещер, и главное, использовали как основной источник пищи. Благодаря своей популярности в роли живых консерв свиньи прижились в загонах будущих колонизаторов и на палубах кораблей, при помощи которых распространились по всему миру. Строго говоря, свиньи и сами расселялись отлично. На своих копытцах они дошли как до сурового севера Европы, так и до тропических островов у юга Азии.

Человечество лишь помогло им покорить Америку и Австралию с прилегащими островами, где свиньи сразу же начали творить беспорядки. Как мы уже писали, в Америке свиньи превратились в настоящих монстров, которые зарываются в глубокий снег и наносят ущерб на несколько миллионов долларов в год.

В Австралии же свиньи, не имея практически никаких естественных врагов, принялись уничтожать эндемиков и плодиться. Изредка становясь добычей динго или орлов, свинтусы не то что бы покорили, а, скорее, просто присвоили себе эти лишь с виду опасные и смертоносные земли.

Наравне со свиньями, Австралию покорили и кошки. Этим зверям, которые были приручены человеком то ли на ближнем востоке и севере Африки, то ли в Европе, сильно повезло. Селекция не превратила этих грациозных хищниц в безвольные мешки жира, и даже на попечении человека кошки все еще великолепно охотятся и, как следствие, легко дичают. В Австралии такие «дички» разожрались до размеров небольшого бобкэта, при этом получив сопротивление лишь со стороны динго, местных охотников и аборигенов, которые этих полосатых отстреливают как вредителей или как нежную дичь.

И хотя нанести вред изолированным экосистемам островов и Австралии, которая, по сути своей, один большой и одинокий остров не так сложно, подпортить жизнь вполне себе конкурентоспособным и прогрессивным сообществам организмов не каждый может. Для домашних мурзиков и мурок же этот вопрос не вызвал затруднений: они пошли играть на два фронта.

Получая корм и защиту у человека, они, как в одной знаменитой сказке, ходят сами по себе и, при этом, регулярно охотятся на кого-нибудь. Выведенные из-под влияния естественного отбора, самовыгульные коты охотятся не для пропитания, а чтобы развлечься (об этом мы тоже писали, кстати). Таким образом, домашние коты способны выкашивать несколько сотен птиц, зверьков и рептилий всего лишь за год без какой-либо причины. Причем, даже неудачные нападения зачастую смертельны — помятая птичка унесет с собой бактерии, которые прикончат ослабший организм.

Крысы же, будучи вредными и для человека, распространились благодаря какому-то чуду. История с кошками, свиньями и собаками вполне понятна — человек привык всё своё носить с собой, вот и растащил полезные виды на разные континенты для личного пользования, после чего из-за разных обстоятельств они дичали и становились опасностью для экосистемы. Крысы же, будучи просто маленькими и физически слабыми всеядными грызунами, выжили за счет своей нетребовательности: прячась в кораблях, они преодолевали тысячи километров, уничтожая и портя тонны провианта.

Добравшись до пункта назначения, эти вредители вгрызались в экосистемы, атакуя яйца, молодняк и вытесняя конкурентов. Способность выжить как в суровых условиях севера Европы, так и в засушливом аутбэке дала крысам возможность хоть как-то победить в войне за ресурсы с местными. Высокая плодовитость и обучаемость этих зверьков тоже не оставила им шансов на проигрыш, а учитывая остроту резцов и размеры некоторых индивидов… с ними справится далеко не каждый хищник.

Что же объединяет все эти виды? Что же общего у хитрых крыс, толстых хряков, ловких кошек и умных собак? Синантропность, адаптивность и универсальность — вот ключи к успеху всех этих видов. Синантропность помогла им пересечь километры водной глади, адаптивность помогла не умереть от местной пыли другого состава, а универсальность дала возможность конкурировать с эндемиками за ресурсы и, в итоге, победить.

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Свиноваранасский@inbioreactor
Художник: #Семаргл@inbioreactor
Редактура: #Daxa_kakaxa
#Наука #Научпоп