Российские онлайн–кинотеатры компенсируют проблемы с западными лицензиями при помощи турецких сериалов и производства оригинального контента. Но развитие отрасли тормозит государственное регулирование. После ухода с российского рынка западных мейджоров (Disney, Sony Pictures, Warner Bros., 20th Century Fox и Paramount) объём контента в онлайн–кинотеатрах сократился с 31 тыс. до 29 тыс. единиц. Но всего за год его значение удалось нарастить до 32 тыс. единиц. Как рассказал «ДП» генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков, в основном это делали с помощью фильмов из Турции, Южной Кореи, Китая, а также Латинской Америки. Директор по производству контента «Триколора» Марина Гаспарян подтверждает эту тенденцию. Вместе дешевле Главной действующей силой роста для онлайн–кинотеатров стало производство оригинального контента. «За 2023 год онлайн–кинотеатры на 40% увеличили количество originals на платформах. За счёт них наращивали количество пользователей и подписчиков», — прокомментировал Денис Кусков. По данным «Кинопоиск Pro», в 2023 году онлайн–кинотеатры выпустили 175 оригинальных проектов. Несмотря на то что снимать контент в России стало примерно на 30% дороже, онлайн–кинотеатры продолжают инвестировать в это направление. Генпродюсер студии «Гамма» Виктор Будилов считает такой подход очень разумным. «Если объективно, то заменить весь западный контент турецким, корейским и китайским невозможно. Когда библиотека кинотеатра уменьшается на порядки, то одно из самых продуктивных решений — производство оригинального контента. Но от этого меняется рынок производства. Начинается борьба за режиссёров и актёров, за весь производственный сектор. Мы уже видим, что онлайн–кинотеатры начали заключать многолетние контракты — например, они могут приобрести на 3 года права на производство контента с конкретным актёром», — описывает он ситуацию. Кроме того, кинотеатры, кинокомпании и государственные фонды создают коллаборации. «То есть, например, производство сериала финансируется каким–нибудь телеканалом и платформой одновременно. Например, телеканал “Россия” и платформа “Смотрим”, Первый канал и “Кинопоиск”, НТВ и Premier и тому подобное. В таком случае права на телевизионное вещание остаются за телеканалом, а права на digital–прокат — за платформой. Соответственно бюджет, который тратит каждая отдельная сторона на съёмочный процесс, пропорционально меньше, но общий объём бюджета намного больше. Это в свою очередь сказывается на самом продукте — кино становится, скажем так, “более нарядным”», — рассказывает Будилов. Большое количество проектов сейчас снимается при поддержке государственных грантов от Института развития интернета (ИРИ). Это позволяет создавать более масштабные проекты, например исторические. Нашумевший сериал «Слово пацана» также создавался в коллаборации НТВ, ИРИ и «НМГ Студии», которая владеет кинотеатром Wink. В результате прокат сериала онлайн прошёл на Wink, а телевизионный — на НТВ. «Отдельно взятый кинотеатр или телеканал на такой проект не пошли бы. Но когда есть финансирование нескольких сторон — уже есть шанс создать что–то качественное и более масштабное. Подобные проекты, таким образом, дают толчок развитию одновременно и телевизионного, и онлайн–сектора», — подытоживает Виктор Будилов. Растут с подписчиками Рынок онлайн–кинотеатров вместе с лицензированием по итогам 2023 года составляет более 90 млрд рублей. Основную выручку обеспечивают платные подписки. В 2023 году несколько площадок повысили их стоимость. Так, у «Кинопоиска» подписка подорожала на 50%, с 199 до 299 рублей в месяц, у KION она выросла на 25%, с 199 до 249 рублей. На 25% она стала дороже у Start — было 399 рублей стало 499 рублей в месяц. У «Триколор Кино и ТВ» подписка, наоборот, снизилась на 57% — с 349 рублей до 149 рублей. У всех остальных кинотеатров («Иви», Amediateka, Okko, Premier, Wink, Movix) осталась на прежнем уровне. По словам Кускова, важную роль играют мультиподписки — когда за одну плату пользователь получает доступ сразу к нескольким сервисам, включая онлайн–кинотеатр. Мультиподписки есть, например, у мобильных операторов или у «Яндекса». «В среднем на конец 2023 года, по данным Telecom Daily, в России насчитывалось 45 млн подписок. С 2022 года этот показатель вырос на 14 млн. В среднем на одно домохозяйство приходится три подписки», — говорит Кусков. По законам времени Одна из самых насущных проблем для индустрии сейчас — жёсткое и не всегда понятное законодательное регулирование. В частности, это касается маркировки иноагентов, а также демонстрации нетрадиционных сексуальных отношений на экране. С декабря 2022 года по январь 2023–го, по данным Роскомнадзора, общая сумма выписанных онлайн–кинотеатрам штрафов за демонстрацию ЛГБТ–контента («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистской организацией, и его деятельность на территории страны запрещена) составила 30,5 млн рублей. Ведомство составило 52 административных протокола на кинотеатры по этой причине. Подобное положение дел заставляет компании отсматривать контент в ручном режиме, чтобы найти какие–либо нарушения, говорит генеральный директор ассоциации «Интернет–видео» Алексей Бырдин. «Нужно постоянно следить за обновляемым списком иноагентов Минюста, потому что в нём могут оказаться актёры или режиссёры. Кроме того, есть тысячи единиц контента, в которых какие–либо моменты могут быть признаны пропагандой. У нас было несколько встреч с РКН, и они попытались своё видение этих критериев нам протранслировать. Но пока практика формируется за счёт бизнеса. Выписали штраф — все понимают, что, значит, такое нельзя ставить. Примерно вот так это работает», — объясняет он. Директор по работе с органами государственной власти «Триколора» Владимир Трунов обращает внимание, что многие законопроекты, которые обсуждаются и принимаются в последние пару лет, лежат на стыке различных отраслей. Это может быть искусственный интеллект и рекомендательные сервисы, подписки, сетевая нейтральность, учёт рекламы и многое другое. «Все эти инициативы не связаны напрямую с онлайн–кинотеатрами, но способны ощутимо повлиять на ситуацию, в том числе на медиарынке. Запрет демонстрации и пропаганды нетрадиционных отношений, безусловно, привёл к необходимости вручную детально отсматривать десятки тысяч единиц контента. Да, это занимает время, да, есть различные мнения о том, что считать пропагандой. Но закон уже принят, и мы его исполняем», — подытожил он.