Контейнирование — способ вырастить более счастливого ребёнка
Сложности, возникающие в детско-родительских отношениях часто связаны с принятием, выдерживанием ребёнка, когда он не такой как нам бы хотелось. Когда ребёнка одолевают негативные чувства. Если ребёнок улыбается, мы умиляемся но, когда он плачет, ноет, проявляет агрессию, протестует, нам трудно, мы можем злиться, раздражаться, игнорировать и др. Для того, чтобы справляться со сложными чувствами необходимо уметь их контейнировать.
Термин «контейнирование» появился в психоаналитической литературе благодаря британскому психоаналитику У. Биону (1897−1979), который предложил модель отношений – «контейнер-контейнируемое». В основе этой модели лежат представления о том, что младенец переживает различные эмоции, переживания, но он не в состоянии справиться с ними. Поэтому ребёнку нужен человек, который поможет пережить неконтролируемые, пугающие, непонятные состояния. Взрослый принимает эмоции и переживания, становится как бы их вместилищем, принимает, перерабатывает и выдаёт их ребёнку, в приемлемой для него форме, таким образом помогая справиться с ними и разобраться в происходящем.Контейнирование способ вырастить более счастливого реб нка
Существует техника контейнирования, используя её следует помнить основное правило — помочь малышу научиться самостоятельно переживать свои чувства и находить правильный выход из сложившейся ситуации. Для необходимо придерживаться 3 простых правил:
Принимать эмоции ребенка такими, какими они есть. Не стоит давать им оценку, запрещать или осуждать те или иные проявления.
Давать словесные формулировки, объясняя ребенку, что произошло, почему он испытывает те или иные чувства, и как они называются.
Разобраться в ситуации через ее понимание и предложить ребенку способы справиться с ней.
Используя эту технику, мы принимаем ребёнка такого какой он есть. Даём место сложным чувствам, помогаем справится с тем, что для него является сложным и проявляем эмпатию.
В результате ребёнок:
Проживает чувства, понимает, что с ним происходит и как справляться с этими чувствами.
У ребёнка формируется эмоциональный интеллект и саморегуляция;
Чувства и потребности удовлетворяются, что позволяет ощутить себя ценным, важным и хорошим, это важно для самоидентификации.
У ребёнка формируется установка Я хороший, мир Хороший.
Родители поддерживают фигуру Ребёнка, и учат ребёнка быть Взрослым;
Формируют у ребёнка навык самоподдержки.
Когда мы становимся родителями, то воспроизводим опыт, полученный от своих родителей. Как бы мы не старались быть хорошими, но в стрессовых ситуациях человек действует стереотипно, поэтому если на нас кричали, то в стрессовой ситуации есть большая вероятность, что мы тоже будем кричать, а то и то и поколачивать детей. Быть осознанным родителем и уметь контейнировать — это значит замечать, что с тобой происходит и не передавать негативный опыт своим детям. Преодолеть инерцию стереотипов поведения — это работа очень непростая, но стоит того, потому в результате мы делаем более счастливыми себя, своих детей и внуков.
Садриева Лилия