Правительство приоткрыло границы для экспортёров бензина, но только до конца июня. Кабмин приостановил временный запрет на экспорт бензина из России на срок с 20 мая по 30 июня. С 1 июля запретительная мера снова вступит в силу и продлится до 31 августа. Послабления в правительстве объясняют насыщением внутреннего рынка, а также необходимостью разгрузить морские порты. На терминалах до сих пор хранится горючее, планировавшееся к экспорту, но ещё не вывезенное из–за введённых ограничений. Временный запрет на экспорт бензина ввели с 1 марта 2024–го на полгода с целью стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов в период весеннего сезона высокого спроса. При этом ограничение не распространяется на дизель. Впервые правительство применило данный механизм во время прошлогоднего топливного кризиса. С 21 сентября 2023 года заработал мораторий на экспорт бензина и дизтоплива, продлившийся до второй половины ноября. Судя по данным Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой биржи, оптовый рынок нефтепродуктов встретил решение правительства повышением котировок. Биржевой индекс бензина марки Аи–92 на европейском базисе в ходе торгов 21 мая вырос на 1,86% — до 49 195 рублей за тонну. Индекс Аи–95 прибавил 0,4%, закрепившись на уровне 56 768 рублей. Сегодня оптовые цены на топливо находятся примерно на том же уровне, что и в начале марта, когда заработал запрет экспорта. Однако в конце марта — начале апреля, несмотря на эмбарго, индексы подскакивали на 10% относительно значений начала весны на фоне массовых атак беспилотников, которые вывели из строя часть нефтеперерабатывающих мощностей в разных регионах России. Тем не менее эксперты полагают, что запрет экспорта всё–таки уберёг рынок от более масштабных потрясений. «Доля остановок производств на российских НПЗ и выпавших поставок топлива на внутренний рынок достигала 6%. Как только НПЗ отремонтировали, оптовые цены на бирже вновь начали снижаться. То есть данная мера действительно помогала ограничить рост цен, но при наступлении форс–мажорных обстоятельств резкие скачки котировок топлива на бирже неизбежны», — поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман соглашается, что своевременный запрет экспорта стал ключевым фактором, который не позволил допустить дефицита на внутреннем рынке и пресёк скачок цен. «В марте объём поставок, который был перенаправлен на внутренний рынок, примерно совпадал со снижением объёма производства из–за аварий на НПЗ, то есть рынок выглядел относительно сбалансированным», — говорит специалист. По мнению Сергея Кауфмана, единственным фактором, который мог бы вынудить правительство досрочно вернуть запрет на экспорт, могут стать новые аварии на НПЗ, затрагивающие не менее 4–5% объёмов производства бензина в стране. Владимир Чернов не исключает, что власти возобновят эмбарго при росте стоимости топлива на АЗС выше среднегодовых темпов инфляции. По состоянию на середину мая автомобильный бензин в стране подорожал не более чем на 1,5% относительно конца 2023 года при общей инфляции 2,65%. Также, если на внутреннем рынке сформируется дефицит и соответствующий ему рост цен на топливо, это приведёт к росту себестоимости уборки урожая, что тоже может побудить закрыть границы для бензина. «На наш взгляд, российское правительство перешло на регулирование внутреннего рынка топлива в ручном режиме и при первой же необходимости примет меры. Однако пока речь идёт именно о перенасыщении внутреннего рынка, поэтому возврата запрета на экспорт топлива из РФ не ожидается», — резюмирует Владимир Чернов.