Бизнес просит доработать закон Ленинградской области об ограничении продаж алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах, и дать год на адаптацию к новым правилам. Предприниматели и представители бизнес–ассоциаций обеспокоены тем, что в Ленинградской области намерены ограничить время продажи алкоголя в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (и на прилегающих территориях) периодом с 23:00 до 09:00. Соответствующий региональный закон был принят 24 апреля и вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Когда можно будет продавать алкоголь в Ленобласти Чтобы получить право торговать алкоголем до 02:00 (обычное время работы баров), заведения, расположенные в многоквартирных домах, должны соответствовать ряду условий. К ним относится обязательное наличие лицензии; соответствие ГОСТу общепита; оборудование не менее 20 посадочных мест в зале обслуживания посетителей. Также новые правила не распространяются на рестораны; объекты в многоквартирных домах, которые работают на территориях с высокой туристической привлекательностью (перечень будет определять правительство области). Свободная продажа также разрешена в новогоднюю ночь. Главная идея федерального закона, наделившего регионы правом устанавливать подобные ограничения, — борьба с так называемыми «разливайками» или «наливайками». Это магазины разливного пива, расположенные, как правило, на первых этажах жилых домах. Они получают лицензию бара, дающую возможность продавать алкогольную продукцию в ночное время. Однако, по словам экспертов, из–за принятия закона могут пострадать далеко не только они. По данным Клуба профессионалов алкогольного рынка, на территории Ленобласти работают около 600 объектов общепита в многоквартирных домах или на прилегающих территориях. Это число включает как тех, кто не имеет лицензии на продажу алкоголя (впрочем, для реализации пива и пивных напитков она и не нужна), так и тех, кто её имеет. В целом около 20% всех заведений общественного питания региона расположены в многоквартирных домах. Избыточные законодательные ограничения могут привести к потере до 40% их доходов. Работы потенциально могут лишиться около 6 тыс. местных жителей. Глава представительства Федерации отельеров и рестораторов (ФРиО) в Петербурге и Ленобласти Александр Марков напоминает, что для большинства участников рынка алкогольная продукция является ключевым элементом формирования выручки. Да и вообще любые нововведения, касающиеся ограничений по времени работы (продажи продукции) или места нахождения, воспринимаются бизнесом чувствительно. По мнению экспертов, закон является недостаточно обоснованным и продуманным. В частности, на адаптацию к новым правилам бизнесу дали всего 4 месяца, чего явно недостаточно. Необходимый срок — хотя бы год. Также эксперты рынка считают, что, прежде чем вводить ограничения, стоило бы собрать статистику, подтверждающую или опровергающую связь между временем продажи алкоголя и уровнем правонарушений в каждом отдельном районе Ленинградской области. Клуб профессионалов алкогольного рынка направил обращение заместителю председателя правительства Ленобласти — председателю комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона Дмитрию Ялову, в котором изложены предложения установить на первом этапе ограничения от трёх часов ночи до семи утра, что позволит оценить эффективность предложенных мер и собрать необходимую аналитическую информацию. Обращение с просьбой рассмотреть возможность применения права вето к предложенным в законе поправкам было отправлено и губернатору области Александру Дрозденко. В свою очередь ФРиО направляла письмо председателю постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленобласти Александру Русских с просьбой (помимо прочего) применять дифференцированный подход к ограничениям в связи с разнообразием Ленинградской области, учитывая особенности и потребности каждого района. Какие проблемы возникают из–за «наливаек» в жилых домах В беседе с корреспондентом «ДП» Александр Русских указал, что закон учитывает отдельные требования для локаций высокой туристической привлекательности (к таким, например, будет относиться Выборг. — Ред.), где будут действовать отдельные правила. «Я допускаю, что в дальнейшем в законе при необходимости могут появиться доработки. Недовольные останутся при любых обстоятельствах, смотря у кого какие интересы. Напомню: во время пандемии многим предпринимателям не нравилось требование носить маски в заведениях, но соблюдение этой нормы в том числе помогло бизнесу выстоять», — подчёркивает он. Авторы законодательной инициативы, по его словам, отталкивались от пожеланий местных жителей, с которыми проводились встречи и обсуждения. «На мой взгляд, рестораны, возле которых происходят драки с участием лиц в состоянии алкогольного опьянения, могли бы подумать над тем, чтобы установить охрану. При этих условиях можно было бы предложить доработки к закону, чтобы смягчить требования для таких участников рынка», — добавил он. Руководитель НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец, подтверждает, что жители многоквартирных домов, в которых расположены подозрительные заведения, не так уж редко сталкиваются со сломанными домофонами, грязью в подъездах, испорченными объектами благоустройства на дворовых территориях. «Вызвать полицию при необходимости можно, но правоохранители не смогут выписать штраф нарушителям, если обратившийся собственник не подпишет заявление, а делать этого люди боятся, поскольку в дальнейшем у них могут возникнуть разборки с тем, на кого они заявили», — констатирует она. Председатель петербургской «Деловой России» Дмитрий Панов обращает внимание на то, что подобные региональные законы уже приняты или находятся в стадии утверждения в нескольких регионах. «В большинстве случаев ограничения затрагивают период с 22:00 до 10 часов утра. При этом во многих регионах сделаны исключения для ресторанов и кафе, ведущих свою деятельность согласно государственным стандартам в сфере общественного питания», — указывает он. При этом стоит заметить, что в Петербурге власти пока не пришли к единому мнению, что делать с «разливайками», — вопрос обсуждается в рамках специально созданной при ЗакСе рабочей группы с участием бизнеса. Сколько алкоголя производится в Ленобласти Параллельно с этим тревожно себя чувствуют и областные производители алкоголя. С 1 мая 2024 года акцизы на тихие и игристые вина выросли в 3 раза. По объёму производства тихих вин Ленобласть занимает третье место в России после Краснодарского края и Крыма, отмечает глава Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. В январе–марте 2024 года в регионе было произведено 426 тыс. литров игристых и шампанских вин, а также 6,8 млн литров вин. «Значительная часть винодельческой продукции области реализуется местными производителями на территории региона, включая областной общепит», — отмечает эксперт. В январе–марте 2024 года в ретейле и HoReCa по области было продано 1,1 млн литров игристых и шампанских вин, 3 млн литров тихих вин, 3,6 млн литров водки, 29,3 млн литров пива и пивных напитков.