В конце июня на Васильевском острове откроется выставка, посвящённая истории недавно отреставрированного памятника ленинградского конструктивизма — Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик». Эта экспозиция — не первый пример, когда бизнес становится причастен к старине и искусству. Хлеб и гитары В 2013 году на 13-й линии Васильевского острова открылся художественный кластер «Артмуза». Сегодня там проходят выставки современных авторов и находятся их мастерские. Нынешний владелец арт-пространства Сергей Бельтюков в 1990-е годы работал мастером на заводе музыкальных инструментов, который располагался в этом здании. В девяностые грянула приватизация и сотрудник стал одним из акционеров предприятия, а уже в нулевые — собственником всего актива. Сначала руководство предприятия преобразовало завод в технопарк и сдало площади в аренду разным производителям, но в 2008 году из-за кризиса арендодатели стали покидать помещения технопарка. Тогда Бельтюков, который всегда любил искусство, расстался с оставшимися арендаторами и начал преобразование технопарка в арт-кластер. Сегодня там помимо выставок работает небольшая постоянная экспозиция, рассказывающая о деятельности предприятия. На ней представлены фотографии сотрудников, альбомы с рапортами об их достижениях и даже гитары — продукция завода. В прошлом году открылось после капитального ремонта и здание Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне. Сейчас там проводят лекции и концерты, устраивают выставки. Благодаря экспозиции в центральной ротонде можно ознакомиться с историей завода, узнать о создателе завода инженере Георгии Марсакове и главных достижениях человечества в области земледелия и хлебопечения. А командой историка Льва Лурье здесь была создана выставка, рассказывающая о блокаде Ленинграда. Неудобный стиль Недавно в Петербурге завершилась реставрация ещё одного знакового памятника эпохи авангарда — Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик». На его восстановление инвестор Setl Group потратил 3 года и 3 млрд рублей. Архитектурный авангард всегда был «неудобен» государству: некомфортен для жаждавшей роскоши власти в 1930-е, напоминал о неудавшихся устремлениях революции — в 1970-е, демонстрировал чуждый аскетизм и рациональность — в 1990-е. Поэтому многие примечательные здания того периода продолжали разрушаться и в XXI веке. Масштабная постройка с высокой башней появилась на углу 25-й линии В.О. и Масляного канала в 1931 году, когда на территории бывшего железопрокатного и проволочного завода, переименованного Советами в «Красный гвоздильщик», развернулось активное строительство новых производственных зданий. Канатный цех поручили проектировать выпускнику Санкт-Петербургской академии художеств и ВХУТЕИНа Якову Чернихову. Здание включило в себя все характерные черты советского авангарда. Башня очертаниями напоминает гвоздь, символически олицетворяя название завода. Круглый объём, где находился бак для воды, держат стойки сквозной вертикальной конструкции. Композиция построена на контрасте вертикали башни и протяжённого здания цеха, контраст форм, несмотря на их лаконичность, создаёт пластическую экспрессию. Возрождение из руин Осенью 2021 года холдинг Setl Group, осуществляющий застройку бывших промышленных территорий Васильевского острова, взялся за реставрацию разрушавшегося Канатного цеха с башней. К моменту начала работ здание, простоявшее десятилетия в запустении, находилось в полуразрушенном состоянии. Как рассказал руководитель ООО «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник, разработавшего проект реставрации, все постройки того периода возводились из материалов не лучшего качества. Шлакобетон, из которого сложены стены, железобетонные конструкции, формирующие основной каркас здания, находились в плачевном виде, хорошо сохранился только фундамент. Плюс ко всему памятник претерпел значительные переделки. Проектировщики «НИиПИ Спецреставрация» работали в соавторстве с собственным архитектурным бюро Setl Group. Задачей было приспособить помещение цеха для общественного использования. Внутреннее пространство разделили на три уровня, создав при этом под световым фонарём атриум, позволяющий показать посетителю объём здания. Время — вода Прежде чем здание бывшего Канатного цеха займут новые арендаторы, холдинг организовал здесь бесплатную выставку «Фильтр времени», рассказывающую об истории завода «Красный Гвоздильщик». Она откроется в конце июня и будет работать по выходным до конца лета. «Об архитектуре авангарда сказано и написано уже много, — рассказывает исследователь города, автор Telegram-канала «АНТРОПОИДНИК» Александр Тупеко. — Поэтому кому это интересно, уже знают и о достоинствах творения Чернихова, и о том, что это было любимое здание Захи Хадид. В ходе работы над экспозицией мы совместно с представителями Setl Group задумали показать историю завода через призму восприятия простых людей, которые здесь работали. И подобрали такие фотографии, которые максимально транслировали бы советские трудовые будни этого знаменитого предприятия». Снимки, которые будут показаны на выставке впервые, были выбраны из фондов «Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга». Они призваны создать у посетителя экспозиции ощущение, что он вступает в виртуальный диалог с ленинградскими рабочими, узнавая об их жизни. «Сейчас вопрос сохранения исторических зданий стоит особенно остро. Снос чего-либо вызывает негодование и абсолютно справедливое. Другое дело — когда бизнесу удаётся спасти объект, дать ему новую жизнь. А здания со своей «биографией» имеют не только ценность, но и большую привлекательность для окружающих. К примеру, между простой гостиницей и той, где жил известный бард, я выберу второе. Это интересный эпизод, которым можно поделиться с друзьями, повод узнать больше о личности человека и местности. Всегда приятно побывать в музеях, организованных на месте фабрик, предприятий», — считает журналист Дарья Есенина, автор Telegram-канала «РетроДаша». Собеседница «ДП» также отметила, что некоторые заведения общепита обыгрывают момент с исторической «фишкой». Пока одни устраивают экскурсии по своим ресторанам, другие вешают табличку с ёмкой надписью о том, что здесь не было той или иной знаменитости. И это запоминается. «Если без шуток, то общество всегда нуждается в бережном обращении с прошлым. Чем грамотнее это делается, тем лучше», — уверена Дарья Есенина.