Петербург занял первое место по роботизации производства, сильно обогнав Москву. Эксперты связывают это с развитием фармы и автопрома. Согласно выводам аналитиков Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, Петербург в 2023 году стал лидером по количеству роботов, используемых в обрабатывающей промышленности, — 1,3 тыс. Москва в этом рейтинге расположилась на восьмом месте — 602 промышленных робота. На одну позицию столицу обогнала Ленинградская область с 642 роботами. Общее количество промышленных роботов в России составило 12,8 тыс. Также Петербург находится на первом месте по числу замещённых рабочих мест (численности производственного персонала на одного робота) — в среднем 23,6 человека. В Ленинградской области — 24,4 человека. По масштабам роботизации в России лидирует производство лекарств (35%). В производстве металла и металлических изделий робототехника применяется у 20,5% компаний. Доля производителей транспортных средств, применяющих роботов, составляет 18,4%. Руководитель IT–подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырёва отмечает, что промышленные роботы активно используются в тех сферах, где есть повторяемые операции, серийное производство и сборка продукции. В целом рынок промышленных роботов в России небольшой — 10–20 тыс. в год. В Китае, например, речь идёт более чем о 300–400 тыс. роботов в год. «Поэтому цифры по Петербургу могут просто свидетельствовать о концентрации предприятий из указанных выше сфер. На фоне в целом небольшого рынка закупка такими предприятиями роботов формирует лидерские позиции региона. Возможно, это связано с активизацией автопрома. В Петербурге находятся бывшие заводы Nissan, Ford, Hyundai, Toyota, General Motors, которые в том или ином виде в 2022 году приостановили свою работу и сейчас возвращаются к жизни», — поясняет эксперт. Эксперт Kaspersky ICS CERT Владимир Дащенко тоже считает, что лидерство Петербурга можно объяснить тем, что в городе есть много фармацевтических компаний. Также роботизированная техника может использоваться в местных логистических терминалах, крупных портовых узлах — для сортировки груза, погрузки и так далее. «Если мы говорим о других регионах, то всё зависит от региональной специфики. Скажем, на Урале, в Сибири роботизация процессов в большей степени затрагивает характерные для этих регионов отрасли: горнодобывающую промышленность, металлопроизводство, прокатную промышленность», — добавляет он.