В последнее время многие жители больших городов пересмотрели отношение к дачному отдыху и стали чаще выбирать его как альтернативу заграничным поездкам. По данным опроса экспертов Starwind, за последние 2 года более 28% россиян стали посещать свои загородные участки круглый год: как в летний, так и в зимний период. Этому поспособствовали рост популярности дачного образа жизни и распространение удалённого или гибридного формата работы. При этом люди хотят и на даче пользоваться всеми благами цивилизации. В том числе и доставкой продуктов или готовых блюд — неотъемлемым признаком современного образа жизни. Понимая эти тенденции, представители ретейла и ресторанного бизнеса стали активнее развивать возможности доставки не только в рамках города, но и за его пределами. Веяние времени В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтверждают, что доставка продуктов на дачу — востребованная покупателями услуга и перспективная зона роста для крупных ретейлеров. Большинство торговых сетей уже доставляют товары дачникам не только Московской и Ленинградской областей, но и в окрестности городов–миллионников — Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и так далее. Как правило, радиус зоны доставки покрывает 30–50 км от ближайшего магазина или даркстора. При этом с точки зрения кадров доставка за город может оказаться для компании менее проблематичной, чем в городе, поскольку плотность заказов отличается. Если в Петербурге на один 20–этажный дом может поступать по 20 заказов, которые нужно развезти в ближайший час, то в сельской местности на населённый пункт заявок бывает максимум по десятку в день и справиться с их развозкой спокойно может один курьер. Расширяя географию У «ВкусВилла» сервис бесплатной загородной доставки существует уже 3 года: клиент может сделать заказ в приложении, на сайте и по телефону — и покупки привезут в течение 3–4 часов из ближайшего города, где есть магазин сети. За прошлый год компания увеличила радиус доставки транзитом с 55 до 100 км от дарксторов компании. «Доставка всегда бесплатная, удаление от города никак на это не влияет. Для покупателей, которые не готовы ждать, доступна опция экспресс–доставки за 199 рублей, поэтому во многие населённые пункты продукты могут приезжать в течение 1–2 часов вместо четырёх. Есть тенденция на ускорение доставки и рост спроса на загородный сервис, в связи с чем идёт работа по расширению географии», — рассказали в пресс–службе «ВкусВилла». Зона доставки «О’Кея» охватывает многие населённые пункты Ленинградской области. На севере — Рощино, Ленинское, Керро, Новое Токсово. На востоке — Всеволожск, посёлок им. Морозова, Шлиссельбург, Мгу, Приладожский. В южном направлении — Тосно, Рябово, Сельцо, Вырицу, Сиверский, Волосово. На запад заказы доставляют до Лопухинки и Каськово. В сети подчёркивают, что спрос на сервис загородной доставки ежегодно увеличивается, особенно сильный прирост заметен именно в дачный сезон — с апреля по сентябрь. В это время в сети предлагают покупателям бесплатную доставку. «В низкий сезон возможна платная доставка на сумму заказа ниже среднего чека примерно на 20–30%. Для доставки в область привлекаем партнёров — сотрудничаем со “Сбермаркетом” в части курьерской службы. Предоставление услуг партнёрами стараемся контролировать с точки зрения качества», — отметила директор по электронной коммерции «О’Кея» Елена Ременникова. По её словам, для бизнеса выгода от оказания таких услуг состоит в возможности формировать лояльную аудиторию, привлекать новых покупателей посредством сарафанного радио, например рекомендаций от соседей, которые уже пользовались услугой. Отдельное преимущество — реализация крупногабаритных товаров в дачный сезон как дополнительный канал продаж: садовую мебель, бассейны, грили привозят прямо на участок покупателя. Репутации на пользу В «Ленте» убеждены, что сервис загородной доставки позволяет расширить географию продаж и увеличить охват целевой аудитории, повысить репутацию компании и узнаваемость бренда. «Жители мегаполиса и области ценят своё время и удобство, поэтому готовы платить за быструю доставку и качество продуктов. С развитием технологий и появлением новых сервисов спрос на эту услугу только растёт», — говорят в пресс–службе сети. По данным торговой сети «Ашан Ретейл Россия» за январь–июнь 2024 года, доля онлайн–продаж по Петербургу и Ленобласти составила 10% от общего объёма, показав прогресс на 8% к аналогичному периоду 2023 года. По словам директора формата электронной коммерции компании Марины Туран, спрос на онлайн–доставку возрастает на старте дачного сезона и держится на высоком уровне в период весенних посадок (конец апреля — начало мая). Как отмечает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, несмотря на логистические расходы при доставке заказов за чертой города, компании не работают себе в убыток: наценка на отдельные позиции может доходить до 100% и больше. «Я уверен, что доставка за город окупается, хотя и не всегда в краткосрочной перспективе. К тому же у многих сетей есть реферальные программы, позволяющие покупателям делиться ссылками с друзьями и получать за это бонусы на покупки. Акцент в этой работе бизнесом делается на построение долгосрочных отношений с постоянными покупателями», — говорит он. Кушать подано Доставку за город также осуществляют рестораны и сервисы доставки еды. «Количество заказов в мае–июне в области меньше на 15%, чем в городе, однако средний чек выше — за город делают заказ на большее число блюд», — рассказали «ДП» в пресс–службе сервиса Dostaевский. Там отмечают, что удалённость от города не влияет на стоимость доставки, всё зависит от внутренних процессов сервиса и партнёров — где находится производство, на котором готовят заказ клиента, насколько загружены дороги и т. д. Ресторанам организовать доставку на большие расстояния сложнее — их блюда более капризны в транспортировке и имеют меньший срок хранения. Тем не менее перспективный рынок привлекает и их. В ресторане Eat Me рассказали, что пока не запустили доставку по Ленобласти, но в связи с ростом числа заказов планируют сделать это в скором времени. «В городе мы привлекаем к доставке партнёров, но также иногда я развожу заказы сама. Не в каждом ресторане этим занимается собственник и бренд–шеф», — говорит собственница ресторана и шеф–повар Яна Кузнецова.