В развитие транспортной системы Юга России до 2025 года направят около 200 млрд рублей В прошлом году в Южном федеральном округе реализован ряд крупных проектов — создание автомобильных обходов городов Аксай Ростовской области и Краснодара, строительство Яблоновского моста через реку Кубань, соединяющего Краснодар и Республику Адыгея, а также расширение железнодорожных подходов к портам и населённым пунктам Азово–Черноморского бассейна. Строится скоростная трасса от Краснодара до Крымского моста, которая будет на треть короче нынешнего шоссе: 120 км в длину и четыре полосы в ширину. Проектом предусмотрены 33 моста, несколько развязок — пропускная способность дороги будет в сотни раз выше. Активно идёт строительство трассы Джубга — Сочи, которое планируется завершить к концу 2029 года. У новой дороги будет четыре полосы с расчётной скоростью движения до 100 км / ч, что позволит сократить время в пути до 1 часа. Общая протяжённость — более 130 км. Проект разделён на несколько этапов: обход Адлера, участок от Адлера до села Молдовка, от Молдовки до Туапсе и от Туапсе до Джубги. По предварительной оценке, создание дороги обойдётся в 1,4 трлн рублей. Завершение работ ожидается в 2027–2028 годах. Первым делом — самолёты Воздушное сообщение на юге сейчас ограничено, но пустующие аэропорты пока обновляются, а вдали от границы возрождаются старые воздушные ворота. В этом году начинается строительство нового международного аэропорта в Краснодаре, в 3 км от существующего. У него будет восемь посадочных галерей, десять телетрапов и 697 парковочных мест. Новый терминал рассчитан на 28 самолётов и станет частью транспортного хаба, объединяющего воздушную гавань, железнодорожный и автобусный вокзалы. По прилёте туристы сразу смогут пересесть на «Ласточку» или автобус, чтобы отправиться на курорты, что снизит нагрузку на городские дороги. Взлётно–посадочная полоса сможет принимать более тяжёлые дальнемагистральные самолёты. Это откроет новые возможности для развития таких направлений, как Таиланд, Вьетнам, Индонезия, и экзотических направлений — Куба, Танзания или Доминикана. Площадь нового транспортного хаба составит 83 тыс. м2, а пропускная способность — больше 7,5 млн пассажиров в год. Проект реализуют на принципах государственно–частного партнёрства с ГК «Аэродинамика». Общий бюджет строительства оценивается в 50 млрд рублей, а частные инвестиции достигают 30 млрд рублей. Аэропорт станет крупнейшим на Юге России. Работы по возведению терминала планируется завершить к концу 2025 года. Воздушную гавань планируют открыть осенью 2026 года. В аэропорту Анапы завершается строительство пешеходных галерей на привокзальной площади. В декабре прошлого года в Анапе официально создан международный пункт пропуска в обновлённом после ремонта Терминале–2. Параллельно РЖД завершают строительство железнодорожной ветки в аэропорт — уже практически построена станция, способная принимать городские электрички до 10 вагонов. В Анапе РЖД реализуют один из крупнейших проектов на Кубани — строительство железнодорожной ветки, которая свяжет воздушную гавань с городом. Власти Ростовской области уже давно планируют перезапуск аэропорта Волгодонск, но к проекту до сих пор не подступиться — объект лишь частично принадлежит государству. Для восстановления аэропорта, прекратившего работу более 30 лет назад, потребуется около 7 млрд рублей, сейчас ведутся поиски инвесторов для реализации проекта. Вблизи курорта «Архыз» в Карачаево–Черкесии будет построен аэропорт в рамках концессионного соглашения с частным холдингом «Аэропорты регионов». Он сможет обслуживать до 2 млн пассажиров в год. Открытие планируется в 2028 году, правда, пока не решён вопрос с финансированием инфраструктуры для организации воздушного движения в новом аэропорту.