В разных районах Петербурга цены в новостройках меняются неодинаково. Если в центре «квадрат» перевалил в стоимости уже за полмиллиона, то кое–где на окраинах даже подешевел. В среднем за последние полгода новые квартиры в Петербурге стали дороже на 2,5%, подсчитал портал Restate. По данным аналитиков ресурса, сильнее всего подорожали новостройки в Центральном и Адмиралтейском районах, а также в Курортном и Фрунзенском. Произошло это за счёт прироста предложения в премиальном сегменте. Самой сильной динамикой на первичном рынке отметился Центральный район, который снова стал наиболее дорогим в городе, обогнав Петроградский. В центре средняя стоимость «квадрата» увеличилась с 387 тыс. до 516 тыс. рублей, в то время как на Петроградке поднялась лишь на 4% — с 464 тыс. до 485 тыс. В Адмиралтейском районе средний ценник вырос за полгода на 14% — с 333 тыс. до 379 тыс. рублей за 1 м2. «В центре Петербурга возводится не так много объектов, поэтому каждый выход нового меняет ценовую динамику. Чаще — в сторону роста», — объясняет исполнительный директор витрины недвижимости Restate.ru Андрей Добрый. В каких районах стабильные цены Именно поэтому в тех районах, где строительство идёт активно, колебания не столь сильны. Так, в Василеостровском районе цены выросли на 5%. В Пушкинском районе выведены в продажу новые корпуса «ЮгТауна», но здесь цены не сильно отличаются от средних, оттого и рост всего лишь на 6%. В Колпинском, Красносельском и Выборгском районах средний ценник даже немного пошёл вниз. В Петродворцовом, Приморском и Кировском остался неизменным. Эти же районы и являются самыми «продаваемыми». По данным консалтингового центра «Петербургская недвижимость», в 2023 году лидерами по спросу на первичном рынке в классе массмаркет стали Невский и Приморский районы с долей по 14% каждый (от общего количества реализованных квартир). В I квартале этого года Невский район существенно увеличил свою долю в спросе — до 23%. «На это повлияло завершение в прошлом году крупных проектов на севере и юге города: речь идёт про “Чистое небо” и “Солнечный город” от Setl Group, которые на протяжении многих лет, по данным Росреестра, были одними из самых популярных у покупателей жилых комплексов. А наиболее востребованной локацией в I квартале 2024 года стала Октябрьская набережная плюс Дальневосточный проспект (доля в спросе — 14%)», — рассказывает директор «Петербургской недвижимости» Ольга Трошева. Такие же цифры и у аналитиков GloraX. По их данным, по итогам 5 месяцев текущего года лидером спроса в Петербурге стал Невский район, на который пришлось 18% общего объёма сделок на первичном рынке жилья. Второе место по популярности у покупателей занял Московский район (12%), замыкает тройку лидеров Приморский район (11%). Далее в рейтинге следуют Пушкинский (10%) и Выборгский (9%) районы. Как выбирают место для жизни По утверждению участников рынка, Петербург остаётся городом, где у покупателей сохраняются ярко выраженные территориальные предпочтения. Жители севера обычно выбирают квартиру на севере, а поклонники юга — соответственно, на юге. «В Петербурге (в отличие от Москвы, например) у клиентов действительно есть определённая привязанность к той локации, где они привыкли жить, — рассказывает директор направления “Девелопмент” Hansa Group Владимир Ревенков. — Петербуржцы часто не готовы менять место жительства, поэтому при выборе новой квартиры фокус сужается до границ освоенной локации. Например, большое количество сделок в нашем проекте “Аура”, который расположен в исторической части Выборгской стороны, были совершены поклонниками этой локации». Но, как уточняют эксперты, если бюджет покупателя ограничен, то клиент, скорее всего, будет готов рассматривать любые проекты в определённой ценовой категории вне зависимости от района. «Одна из тенденций прошлого и нынешнего годов — клиенты выбирают жилой комплекс не только учитывая локации и бюджета, но и оценивая доступность ипотечных программ. Зачастую выбор в пользу того или иного жилого комплекса делается исходя из наличия ипотечной программы с минимальным ежемесячным платежом», — говорит Ольга Трошева. С ней согласен вице–президент коммерческого блока GloraX Егор Фёдоров. «Чаще всего покупатель принимает решение о покупке исходя из доступного ему бюджета, если мы говорим про комфорт–класс, на который приходится подавляющая часть сделок. Именно цена является решающим фактором при принятии решения о покупке. Кроме того, в расчёт принимается транспортная доступность», — подчёркивает он. Есть и другие причины выбора той или иной локации: кому–то нужна близость к аэропорту, а кому–то критически важно расположение в северной части города с удобной доступностью ЗСД и КАД, чтобы добираться в Курортный район. Также по–прежнему в силе тенденция на смещение интереса покупателей в сторону удалённых от центра районов. «Это связано как с ростом цен на недвижимость, так и с уникальными особенностями объектов за пределами города. Например, наличие рядом природного заказника, морского побережья, исторических достопримечательностей напрямую влияет на потенциал локации, поскольку в дальнейшем становится его визитной карточкой и выделяет среди всех остальных», — считает директор жилых и инфраструктурных проектов «Кронфорта» Сергей Сергеев.