Российские маркетологи массово используют нейросети. Но не для генерирования текстов и изображений, а для аналитики данных и их визуализации. Высшая школа бизнеса ВШЭ и Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) провели исследование об использовании искусственного интеллекта и выяснили, что 85% российских специалистов из сферы маркетинга, PR и массовых коммуникаций постоянно используют нейросети в повседневной работе. 67% опрошенных не боятся, что ИИ их заменит, и уверены, что на него можно и нужно перекладывать часть рабочих функций. Нейросети в основном помогают маркетингу в аналитике, визуализации данных, составлении моделей и графиков, изучении целевой аудитории и создании рекламных кампаний на основе полученной информации. «ИИ позволяет делегировать множество рутинных задач, тем самым упрощая работу как по продуктовой аналитике, так и по маркетинговым задачам в целом. Возможности практически безграничны: можно делать маркетинговые исследования, упаковывать продукты, создавать презентационные материалы в два клика из готового текста и прочее», — объясняет коммуникационный директор маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова. Представления о том, что искусственный интеллект коренным образом изменит маркетинг, пока не оправдались, подчёркивает директор по маркетингу сервиса Solar Staff Руслан Ларин. «Реальность показала, что новые технологии требуют времени для внедрения и обучения. Однако многие маркетологи сегодня предпочитают использовать ИИ как вспомогательный инструмент. По результатам одного из наших исследований порядка 54% маркетологов используют в своей работе нейросети. При этом 45% из них уверены, что ИИ способен выполнить лишь малую часть работы», — говорит эксперт. По его словам, сейчас в России сформировался стабильный рынок образовательных программ, посвящённых ИИ. В маркетинге эти программы нацелены на освоение навыков анализа потребительских данных, автоматизации таргетированных рекламных кампаний и персонализации клиентского опыта. На таких курсах рассказывают, как с помощью ИИ можно более точно прогнозировать поведение покупателей и оптимизировать маркетинговый бюджет. Примечательно, что 40% участников опроса ВШЭ и РАСО сказали, что собираются пройти курсы повышения квалификации по работе с ИИ–системами. Специалисты, владеющие нейросетями, становятся более востребованы на рынке труда. Это подтверждают вакансии, которые размещают коммуникационные и маркетинговые агентства. Однако наличие требования по использованию ИИ не коррелирует с величиной предлагаемой зарплаты. «Стимулирование выражается не в поощрении, а в том, что у кандидатов без опыта использования ИИ–инструментов просто меньше шансов получить оффер», — резюмирует руководитель проектов коммуникационного агентства PR Perfect Ольга Бочкова.