Росморпорт не смог внести верфь «Пелла» в реестр недобросовестных поставщиков за срыв госконтракта на строительство ледокола. ФГУП «Росморпорт» потерпело поражение в арбитраже в попытке включить ленинградский судостроительный завод «Пелла» в реестр недобросовестных поставщиков. Поводом для судебного спора стало неисполнение контракта на строительство ледокола для портов Дальнего Востока. В 2019 году «Пелла» взялась построить дизель–электрический ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 к сентябрю 2024 года за 7,5 млрд рублей на своей верфи Pella Sietas GmbH в Гамбурге. Старейшее судостроительное предприятие Германии «Пелла» выкупила за несколько лет до этого. Однако исполнение контракта застопорилось из–за пандемии коронавируса и введённых в обеих странах ограничений. А затем и вовсе германская судостроительная площадка обанкротилась. В 2023 году Росморпорт разорвал контракт и взыскал с «Пеллы» в суде 522 млн рублей, перечисленных ей на начало работ. Параллельно с этим он обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой включить верфь в реестр недобросовестных поставщиков. А получив отказ, обжаловал его в Арбитражном суде Москвы. Как отмечается в документах суда, «Пелла» исполняла госконтракт на протяжении 1 года и 9 месяцев (до июля 2021–го), присылая Росморпорту еженедельные отчёты. Договор в то время, судя по всему, исполнялся добросовестно: заказчик принял работы на общую сумму 749 млн рублей (10% цены контракта) и подписал соответствующие акты. Когда власти Германии ввели ограничительные меры из–за пандемии, верфь была вынуждена сократить штат сотрудников, которые могли бы одновременно находиться на её территории. Работы продолжили в минимальных объёмах, обороты сократились, возникли сложности с выплатой зарплаты. В мае 2021 года Pella Sietas сообщила о существенном влиянии на свою деятельность официальных распоряжений и постановлений, принятых в ФРГ в связи с пандемией. В июле того же года она подала на банкротство. «Пелла» пыталась перенести работы на территорию России. В ноябре 2021 года на совещании у вице–премьера (в документах суда нет его фамилии, но, по–видимому, речь идёт о Юрии Борисове) руководством Объединённой судостроительной корпорации было заявлено, что возможность построить ледокол на её верфях есть. Однако перевезти корпус недостроенного ледокола не удалось из–за геополитических событий 2022 года. Под санкции, кстати, попала и сама «Пелла», после чего её общение с германской стороной свелось к нулю, а имущество Pella Sietas выставили на торги. После этого «Пелла» заручилась заключением Ленинградской областной торгово–промышленной палаты (ЛОТПП). В нём говорится, что верфь столкнулась с существенным изменением обстоятельств во время исполнения госконтракта. «Представляется очевидным, что данные факторы не могли быть разумно предвидены АО “Пелла”, находятся вне его сферы контроля и оказывают существенное влияние на финансово–хозяйственную деятельность всех экономических субъектов. Они… подлежат квалификации в качестве существенного изменения обстоятельств в соответствии с положениями статьи 451 ГК РФ», — отмечали в ЛОТПП. В свою очередь суд отметил, что включение компании в реестр недобросовестных поставщиков — это по сути наказание за недобросовестное поведение и намеренное неисполнение контракта. Доказательств этого в действиях «Пеллы» арбитраж не нашёл. К аналогичному мнению пришёл в июле 2024 года и 9–й арбитражный апелляционный суд. Впрочем, это постановление может быть ещё обжаловано в кассации.