Эксперты ожидают, что до конца года на рынок выйдут четыре малоформатных торговых центра общей площадью 77 тыс. м2. За прошедшие полгода в Петербурге не было введено ни одного торгового центра (ТЦ). Как отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, по итогам 6 месяцев доля вакантных площадей в городских ТЦ составила всего 3%, столь низкие показатели наблюдались лишь в допандемийный период. В конце 2022 года он составлял 10,6%, в конце 2023–го — 7,1%. «За счёт поглощения большого объёма торговых площадей в качественных ТЦ вакансия составила 1,5%, новым крупным ретейлерам будет сложно найти помещение в моменте и придётся вставать в очередь. Отсутствие ввода и низкая вакансия позволяют существующим объектам задуматься о реновации, старый фонд для рынка станет потенциалом для развития», — считает Евгения Хакбердиева. Эксперт добавляет, что сейчас у инвесторов нет большого интереса к новым ТЦ. Как напомнил «ДП» вице–президент Союза торговых центров Павел Люлин, если в 2023 году торговые центры в основном заполняли вакантные метры, то в текущем, когда самые «вкусные» локации уже сданы, а спрос арендаторов всё ещё высокий, идут процессы ротации, борьбы за эффективность торговых точек. Это в свою очередь позволяет точечно индексировать ставки. «Рынок в ожидании снижения процентной ставки и перезапуска, а арендаторы в текущей ситуации выбирают из того, что есть. Существующие торговые центры во многом уже устарели и требуют реконцепции», — считает он. В составе арендаторов превалируют fashion–бренды, занимающие долю 23% в Петербурге. На втором месте категория отдыха и развлечений (18%), на третьем — гипермаркеты (14%). Довольно высока активность общепита, доля которого сейчас составляет 5%, по словам экспертов, во время пандемии рестораторы, напротив, стремились уходить в стрит. В пресс–службе «Теремка» с «ДП» поделились мнением, что усиление конкуренции среди рестораторов наблюдается в ТЦ, которые работают над привлечением трафика, там у сетей происходит рост продаж. Помогают в этом, кстати, и различные мероприятия для посетителей. «За год в ТК мы открыли три ресторана со своей посадкой и кондитерской. При смене формата рост продаж в среднем составляет 25–30%», — говорят там. По данным NF Group, за первое полугодие на рынок вышли 20 брендов, в числе которых много азиатских и китайских (наиболее известные в среднем сегменте бренд детской одежды Balabala и бытовой техники и электроники Candy). «Около 30% брендов, которые сегодня выходят на рынок, могут получить массовое развитие, это будут не единичные открытия», — уверена Евгения Хакбердиева. По словам экспертов, первое полугодие увенчалось рекордами на рынке стрит–ретейла. Вакантность на центральных торговых коридорах составила 6,2%, снизившись на 0,3 п. п. к итогам 2023–го. 41% арендаторов приходится на общественное питание, 12% — на fashion, 9% — на продуктовые магазины. Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Петербурге Анна Лапченко считает, что на вакантность повлиял спрос на качественные торговые помещения. Самой популярной локацией стала Большая Конюшенная улица, где сейчас свободны 2,5% площадей (для сравнения: в 2019 году их было 9%). Большой проспект П.С. уже не первый год подтверждает статус fashion–локации, сейчас там пустуют 3,9% площадей. На Невском проспекте вакансия составляет 5,3%.