На подходящем к концу чемпионате Европы больше внимания привлекали события вне стадионов. Евро–2024 заканчивается. В воскресенье, в 22:00, в столице Германии Берлине состоится финальный матч. В нём встретятся Испания, разбившая Францию, и Англия, вырвавшая на последней минуте победу у сборной Нидерландов. Дорогие и скучные В футбольном плане чемпионат вышел достаточно предсказуемым. В четвёрке лучших оказались те, кому и предрекали это заранее. Без всяких сюрпризов. Пожалуй, лишь Голландия могла поменяться местами с Германией, если бы хозяевам турнира в четвертьфинале не перешли дорогу испанцы. К локальным успехам можно отнести достаточно яркое выступление сборной Грузии — одной из двух сборных из бывшего СССР (вместе с Украиной), которые пробились в финальную часть Евро. Представители солнечного Кавказа сумели выбраться из сильной группы, правда уже в 1/8 финала попали под горячие ноги и головы тех же испанцев. Но всё равно оказались героями на родине, один из местных олигархов даже обещал их озолотить, выплатив премиальные в размере 10 млн евро на команду. Впрочем, если говорить о содержании футбола, даже самые дорогие сборные (по сумме контрактов футболистов) — Англия и Франция — не могли порадовать болельщиков искромётной игрой и выглядели откровенно скучно. А именно яркой игры ждут от таких турниров, как чемпионаты мира или Европы. На постоянной основе шоу на стадионах Германии создавали только испанцы, подтверждающие своё прозвище — «Красная фурия». Впрочем, росту прагматизма есть и логическое объяснение. Бабло в футболе в последние годы откровенно побеждает не только зло, но и романтику. Если ты добротный игрок и выступаешь в Европе, то каждый год перед твоими глазами только и маячат чемпионаты, кубки, суперкубки, еврокубки… Тренеры сходят с ума и буквально умоляют о реформах, а чиновники язвят им в ответ: вы — миллионеры, извольте отрабатывать: закройте рот — и вперёд, к станку! Но такой подход уже не работает. Человеческие ресурсы небеспредельны. Помимо сомнительного зрелища Евро–2024 запомнится ещё и сплошным околофутболом, нескончаемой чередой балканских «войн». Игрок РПЛ требовал надругательства над сербами В результате впервые за лет пятьдесят на «больших» чемпионатах «политика» часто затмевала финты нападающих и спасения вратарей. Вот только несколько скандальных фрагментов из хроники турнира. Накануне матча сборной Сербии с командой Англии пострадали сербские болельщики. Фаны отдыхали в ресторане, когда на них налетели англичане и албанцы. В драке поучаствовал даже сын президента Сербии Данило Вучич. В соцсетях публиковались кадры, где он обходит телохранителей и вступает в драку с англичанами. Позже во время матча между Хорватией и Албанией болельщики обеих команд дружно скандировали все 90 минут: «Убей серба!» А после финального свистка «акцию» продолжил нападающий албанской сборной Мирлинд Даку, который выступает в России за казанский «Рубин». Игрок взял в руки мегафон и выкрикнул агрессивные слова в адрес сербов и македонцев, призывая к надругательству над гражданами этих стран. Момент попал на видео и вызвал большой резонанс. В Северной Македонии потребовали извинений от албанца, в Сербии пошли ещё дальше, пригрозив снять команду с Евро–2024. До этого дело, правда, не дошло, да и «братушки» уже после группового турнира покинули турнир. УЕФА же наградил хулигана двухматчевой дисквалификацией. Принять меры пообещал и «Рубин», но пока без конкретики. Инциденты продолжились и на стадии плей–офф. Игрок сборной Турции Меирх Демирал отпраздновал гол в ворота Австрии «волчьим салютом» — жестом турецких националистов, который запрещён в ряде стран Европы. И тоже заработал от УЕФА дисквалификацию на два матча. Вероятно, акция Демирала была ответом австрийским болельщикам, некоторые из них кричали националистские лозунги перед встречей с Турцией. В прямой эфир телеканала SRF попало шествие австрийцев, которые двигались по улицам под лозунгом «Германия — для немцев! Иностранцы — вон!». И это только несколько ЧП, серьёзно подпортивших имидж чемпионата. Немцы ждут миллиарда Впрочем, несмотря на все скандальные минусы, немцы со свойственной им скрупулёзностью начали уже подсчитывать гешефт. Пускай пока и без конкретных сумм. Германия потратила, по оценкам телеканала ZDF, на подготовку около 650 млн евро и ждёт, в каком виде это вернётся обратно. Гарантированно страна получит только определённую сумму за аренду стадионов от УЕФА (сколько именно — пока неизвестно). Остальное сильно зависит от активности туристов и аборигенов. Институт экономических исследований Германии уже спрогнозировал прирост экономики на 1 млрд евро за счёт чемпионата (примерно 0,1% экономического производства во II квартале года). Наибольшую выгоду должны получить секторы гостиничного бизнеса и розничной торговли продуктами питания. Особенно радостно потирают руки пивовары. Учитывая, что 2023 год был трудным для отрасли: продажи пива в стране тогда упали на 4,5%, до 8,4 млрд литров. Сейчас появилась хорошая возможность подправить показатели. Но есть и более осторожные прогнозы. «Опыт ЧМ–2006 года показал, что крупные спортивные события — это не экономический фейерверк, — предупреждает Михаэль Гремлинг из Немецкого экономического института в интервью сайту УЕФА. — Взамен люди экономят деньги в другом месте: колбаса вместо ресторана, вечер перед телевизором вместо похода в кино. В результате потребительские расходы не обязательно увеличиваются, а скорее меняются». Впрочем, заработать хозяева всё равно умудряются нехило, подняв цену на атрибутику почти до небес. Игровая футболка бундестим обходилась болельщикам в 100 евро, официальный мяч турнира — в 150 евро, шарфы — в 25. А талисман турнира медведь Альберт шёл по цене от 20 до 30 евро — в зависимости от размера. Суммы немаленькие даже для европейцев. «Матч ТВ» вернулся к показателям 2022 года Что же касается России, то сейчас сделать напрямую бизнес на чемпионате Европы сложно. За исключением онлайн–платформы Okko, которая показывала платно на своём канале около трети турнира. Её продажи не раскрываются, но зато точно известно, что на бесплатном телевидении Евро «заходило» у народа достаточно хорошо. К примеру, все 17 матчей, которые показывал «Матч ТВ» с 14 по 23 июня, попали в топ–100 самых рейтинговых трансляций в городах с населением свыше 100 тыс. жителей. В последний раз такой успешный результат у телеканала был во время чемпионата мира 2022 года в Катаре. А в период с 1 по 7 июля в рейтинг самых популярных программ на РТР сразу после «Вестей» ворвался четвертьфинал Испания — Германия. В десятке ещё четыре встречи: Австрия — Турция, Франция — Бельгия, Португалия — Словения и Англия — Швейцария. Итоги полуфиналов и финала будут подведены позже, но можно не сомневаться, что и они окажутся вблизи от вершины. Что касается Петербурга, то тут официально уровень интереса к Евро подсчитать, конечно, невозможно. Никакие официальные фан–зоны, как в былые годы, не организовывались. Зато явно вырос интерес к массовому просмотру в различных увеселительных заведениях Северной столицы. Если на старте чемпионата какую–то программу для поклонников футбола было найти в городе непросто, то ближе к плей–офф пабы, бары, рестораны и кафе раскочегарились и количество точек общепита, предлагающих посмотреть матчи в компании, исчислялось уже десятками. И многие игры прошли при аншлагах. Так что пока международный футбол — даже если он не всем нравится по качеству и проходит без участия России — достаточно популярен. Но как изменится ситуация к следующему крупному международному турниру — чемпионату мира 2026 года, который организуют три страны Северной Америки (США, Канада и Мексика), — прогнозировать трудно. Сейчас не всё решается на футбольных полях.