В Петербурге растёт потребление мороженого. Отсутствие местного бренда не мешает продажам. По данным аналитиков NielsenIQ, в июне продажи мороженого в натуральном выражении в российских розничных сетях выросли на 25,1% год к году. По данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко», потребление мороженого в России ставит рекорды. В 2023 году россияне съели самое большое за современную историю страны количество мороженого — более 0,5 млн тонн, или около 3 кг на душу населения. В 2024 году за январь–май потребление выросло ещё на 14% год к году — с 135 тыс. до 171 тыс. тонн. По данным IT–компании «Эвотор», в Петербурге в июне 2024 года средняя стоимость мороженого составила 103 рубля (+18% к июню 2023 года), продажи выросли на 9% в натуральном выражении и на 23% в рублях. Эксперты, с которыми пообщался «ДП», считают, что производство мороженого хорошо справляется с выросшим из–за температурных рекордов спросом — за последний год ассортимент холодного десерта в торговых сетях заметно вырос за счёт как новых поставщиков, так и роста доли собственных марок ретейлеров в этом сегменте. В зависимости от формата в ассортименте торговых сетей сегодня насчитывается от 58 (жёсткие дискаунтеры) до 342 (супермаркеты и гипермаркеты) различных видов мороженого. Холодный расчёт Как отмечают в «Союзмолоке», инвестиции в производство мороженого в последние годы (с 2016–го по 2023–й) превысили 30 млрд рублей. Объём производства в 2023 году составил рекордные 524 тыс. тонн. Это на 13% больше, чем в 2022 году. В 2024–м тенденция к росту сохраняется: производство в январе–апреле выросло на 27% год к году — с 228 тыс. до 260 тыс тонн. По данным «Союзмолока», доля Петербурга в производстве мороженого составила 0,15% от общероссийской, доля города и Ленобласти вместе — 1,4%. Доля города в СЗФО составила 1,7%, города и области — 17%. По мнению экспертов, низкая доля в производстве — не проблема с точки зрения потребителя и ретейлера, поскольку на рынке достаточно игроков, которые могут закрыть имеющуюся потребность. Как ранее писал «ДП», в последние годы на рынке складывалась такая ситуация, что крупные комбинаты по производству мороженого в регионе не строились. Они появлялись в Ярославской и Вологодской областях, в Подмосковье. В Петербурге лишь закрывались и переезжали. Специалисты называют российское мороженое одним из самых привлекательных сегментов для потенциального развития экспорта, многие компании уже имеют успешный опыт реализации продукции на внешних рынках — в страны СНГ и дальнего зарубежья. В январе–апреле экспорт мороженого вырос, по оценкам «Союзмолока», примерно на 15%. Основными покупателями являются Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Монголия, Китай. Общая доля мороженого в экспорте молочной продукции также растёт, а география поставок расширилась до стран MENA и Африки. По данным «Союзмолока», по итогам 2023 года более 43% рынка заняли пять главных игроков, они обеспечили 60% прироста объёмов производства индустрии в целом: ГК «Айсберри» (71 тыс. тонн), ГК «Ренна» (55 тыс. тонн), Unilever (40 тыс. тонн), Froneri (30 тыс. тонн), ГК «Славица» (30 тыс. тонн). В топы также вышли ГК «Русский холод» (26 тыс. тонн), «Чистая линия» (18 тыс. тонн), «Челны Холод» (17 тыс. тонн). Как отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, в среднем примерно каждая четвёртая порция мороженого продаётся под собственной торговой маркой (СТМ) ретейлера, в жёстких дискаунтерах этот показатель может достигать 95–100%. Ценовой диапазон мороженого на рынке широк ― цены начинаются от 14 рублей за классическое ванильное мороженое в вафельном стаканчике. «Общая ситуация на рынке сейчас выглядит благоприятно: цены на ключевое сырьё ― молоко и сахар ― на протяжении последнего года относительно стабильны, высокие объёмы производства стимулируют конкуренцию и комфортные цены для потребителей», ― уточнил эксперт. Он добавил, что аномальная жара в конце июня — начале июля дополнительно поддержала производителей и ретейлеров: спрос на мороженое вырос за этот период в среднем на 40% в целом по стране по сравнению с началом лета и на 20% в годовом выражении, и по итогам летнего сезона участники рынка ожидают рекордного роста потребления мороженого за последние несколько лет. По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, оценить тенденцию преобладания СТМ можно по–разному в зависимости от торговой сети. «Если говорить про “Азбуку вкуса” или Globus, то это в плюс таким ретейлерам, поскольку производителями являются давно известные организации, а продукция имеет достаточно качественный состав. У массовых сетей СТМ разделены по ценовым сегментам. В дискаунтерах мороженое другого качества и состава ― это один из трендов адаптации рынка к экономическим реалиям, поскольку не все потребители могут позволить себе платить больше определённой суммы», ― констатирует он. Пломбирный сезон Как рассказали «ДП» в пресс–службе «О’Кей», в Петербурге лидером продаж является мороженое поставщика ООО «ПетроАйс» ― рост доли в этом году составил 0,6%. Увеличился спрос на бренды «Коровка из Кореновки», «Филёвское», «Село Зелёное». Средний чек на мороженое в июле составил 253 рубля. «В жаркие июльские дни спрос на мороженое в Петербурге вырос на 14% к прошлому году. Рост числа клиентов в данной категории товаров составил 9,3%, рост среднего чека ― 4,6%. Средняя же цена снизилась на 8,8% за счёт акционных предложений», ― поделились в компании и добавили, что покупатели в городе на Неве в основном отдают предпочтение классическим вкусам мороженого (ванильное, шоколадное, крем–брюле), помимо топ–10 SKU по продажам в этом году часто выбирают ягодные вкусы. В «АШАН Ритейл Россия» рассказали, что в июне — начале июля наблюдали существенный рост спроса на мороженое ― на 20% год к году и на 40% к маю 2024–го. «Всего в ассортименте наших магазинов порядка 1400 наименований, среди которых 37 ― СТМ. В Санкт–Петербурге наибольшим спросом пользуется мороженое эскимо, далее идёт стаканчик, рожок, мини–батончики», ― сообщили там. Основным генератором спроса в сетях в основном является классика. Экзотические вкусы, конечно, вызывают интерес покупателя, но продажи по большей части генерируют хорошо знакомые вкусы. Помимо ретейла небольшая доля продаж на рынке мороженого приходится на рестораны, кафе, пекарни. Например, десерт есть у «Булочных Вольчека», «Лавки пекаря», «Цеха 85», «Севера–Метрополя», «Буше» и других. В «Теремке» представлено 10 наименований мороженого, его там рассматривают как сезонное предложение. В июне его продажи увеличились на 34% по сравнению с маем. «Для пекарен и кафе продажа мороженого выполняет скорее маркетинговую задачу, многие участники рынка активно рассказывают в соцсетях, что у них представлена эта категория. При этом они могут продавать десерт с более высокой наценкой (как и воду), для них это не столь оборачиваемая позиция, но более маржинальная, чем для ретейла», ― поясняет Михаил Лачугин.