В Петербурге очищают 99,8% сточных вод. Однако качество воды в Неве и Невской губе оставляет желать лучшего, пляжи по–прежнему не годятся для купания. В чём причина данного противоречия? Отчасти в том, что вода приходит в Петербург уже непригодной для купания, а вся восточная часть Финского залива наполняется главным образом невскими водами. Помимо городских предприятий стоки в Неву, её притоки, а также в реки, впадающие в Ладожское озеро, сбрасывают потребители в Ленобласти, Карелии и других регионах. Процент очистки здесь ещё далек от 100%. В итоге город, который сам заботится об экологии своей главной реки, вроде бы и не виноват в загрязнении воды, он лишь заложник своего географического положения. Впрочем, как всегда, есть нюансы. Показателя 100%–ной очистки, по данным правительства Петербурга, планируется достичь к 2030 году. Власти утверждают, что для этого предстоит переключить в систему канализации 64 прямых выпуска, расположенных главным образом в центральных районах города. Но и в этом случае идеально чистой вода не окажется. Даже если соседи подтянутся и сократят свой вклад в загрязнение Невы. Дело в том, что не все поллютанты, оказавшиеся в воде, можно замкнуть на очистные сооружения. А источников загрязнений помимо канализационных и промышленных стоков предостаточно. Крупнейшие из них — бытовой мусор, льяльные воды с судов, отходы, образующиеся при погрузочно–разгрузочных операциях в порту, разливы нефтепродуктов. Как организована борьба с нефтеразливами Наиболее опасные источники загрязнений — нефтеразливы. Известно, что тонна нефти образует пятно площадью 12 км2. На этой площади нарушается естественный цикл воздухообмена, меняется характер проникновения солнечной энергии, происходит интоксикация живых организмов и нарушение естественных процессов в водных экосистемах. У природы есть механизмы самоочищения. Например, бензин относительно хорошо испаряется, а мазуты оседают на дно. Но полагаться только на естественные процессы самоочищения не стоит, так как чужеродные химические вещества должны по возможности максимально изыматься из окружающей среды. Поэтому в случае, если разливы топлива всё–таки происходят, их необходимо устранить в максимально короткое время. По словам зампреда комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Михаила Страхова, сотрудники экологической аварийной службы СПб ГКУ «Пиларн» в 2023 году выезжали по вызовам 350 раз, было собрано порядка 80 тонн нефтеводяной смести. Основной источник таких поллютантов — смыв нефтепродуктов дождевыми водами, в том числе через ливневую канализацию. Эти сбросы могут попасть в водный объект в любом месте, их появление сложно предугадать. Непредсказуемы и аварийные ситуации с маломерными судами — яхтами и катерами, имеющими бензиновые двигатели, а также с транспортными средствами, оказавшимися в воде вследствие ДТП. Летом в Петербурге крайне интенсивное движение водного транспорта. То есть в городе актуальна проблема попадания льяльных вод в акваторию. Льяльные воды содержат в себе значительное количество нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, вид которых определяется в первую очередь составом грузов, имеющихся на борту. Такие стоки запрещено сбрасывать в воду, их либо фильтруют прямо на судне, либо сдают на очистку береговым службам. Это в теории, на практике всё не так красиво. И радужная плёнка в местах движения прогулочных судов — лучшее тому подтверждение. Профилактикой возникновения ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов, в Петербурге занимается комитет по природопользованию с двумя экологическими аварийными службами на базе подведомственных организаций: СПб ГКУ «Пиларн» и ГУП «Экострой». Первая ликвидирует нефтеразливы на акватории, вторая — на территории, откуда нефтепродукты с осадками могут попасть в водные объекты. Оперативность поступления сигналов обеспечивается созданной по поручению губернатора Санкт–Петербурга мобильной экологической дежурной службой. «Флот “Пиларна” на сегодняшний день составляет 21 судно, включая один ледокол, что позволяет бороться с аварийными ситуациями в любое время года. Строится второй ледокол, чтобы ещё больше минимизировать риски для окружающей среды», — рассказывает Страхов. Для оперативного реагирования плавсредства базируются на удалённых друг от друга опорных пунктах, расположенных в разных частях акватории, чтобы была возможность оперативно подойти к месту аварийного разлива. «Время выхода судна на ликвидацию нефтеразлива на акватории — 30 минут от момента получения сигнала, в круглосуточном режиме. Максимальное время локализации загрязнения составляет 4 часа, устранение нефтеразлива объёмом до 50 тонн — до 24 часов», — перечисляет зампред комитета. По его словам, с каждым годом береговые службы увеличивают приём льяльных вод с судов. Так, за 2023 год с 1150 судов было принято 526 тонн льяльных вод. Безучётный мусор Впрочем, в каждой из официальных цифр есть доля лукавства. Например, объём изъятых из акватории нефтесборщиком поллютантов измеряется количеством не нефти, а нефтеводяной смеси. При этом процент чужеродных веществ в воде сильно зависит от погодных условий, высоты волн, конфигурации нефтяных пятен и других факторов. Другими словами, смеси может быть изъято меньше, а собственно нефтепродуктов — больше. Источником загрязнений выступает и торговый флот. «Когда идёт разгрузка, особенно в ветреную погоду, постоянно наблюдаю, как от деформированной тары летит в море полиэтилен и картон. Я, конечно, не плавал с аквалангом у причала, но по визуальным впечатлениям всё дно у берега, наверное, усыпано толстым слоем мусора. Если это не так, то только потому, что картон разлагается, а полиэтилен и прочий мусор заносит илом», — считает работающий в порту тальман Дмитрий. При этом ни о каком мусоре речь не идёт. Падающие за борт отходы просто не учитываются, их никто не видит и не фиксирует. Существенный вклад в загрязнение водоёмов вносит обычный мусор — окурки, упаковка, брошенные на набережной или смытые дождевой водой с тротуаров и несвоевременно убранных контейнерных площадок, — это тот минимум, что ежедневно оказывается в воде. Коммунальные службы города периодически проводят рейды по очистке водных артерий города. В 2022 году таким образом было собрано 3 тыс. м3 отходов, в 2023–м несколько меньше. В эту статистику не входят отходы, осевшие на дно или унесённые в акваторию Финского залива. Не опасно ли пить воду В сутки город на Неве потребляет 2 млн м3 воды. Если учесть, что расход Невы составляет 2 500 м3 в секунду, то есть 216 млн м3 в сутки, это не так много. Получается, что горожане потребляют только порядка 1% транзитной невской воды. Очистить сотую часть куда проще, чем всю реку, поэтому за качество питьевой воды можно не переживать — очистные водозаборы прекрасно справляются с нежелательными примесями.