Спрос на готовую еду растёт. Но пренебрежение правилами её хранения может обернуться для ретейлера высокими штрафами и уголовной ответственностью для виновных лиц. Из громких событий этого лета — массовые заболевания ботулизмом после употребления в пищу готового салата «лобио с фасолью». «ДП» спросил у экспертов и участников рынка, каковы требования к качеству и хранению готовой еды, особенно в тёплое время года, и какие санкции грозят за нарушения. Крупные торговые сети, как правило, выпускают готовую еду на собственных предприятиях в соответствии со стандартами пищевого производства, упаковки продукта, условиями и сроками хранения. В течение нескольких часов готовая продукция поступает с производства в торговые точки и дарксторы. «В них и офлайн–магазинах готовая еда хранится в специальных отделах с определённым температурным режимом и реализуется в строгом соответствии с санитарно–гигиеническими нормативами. Самый короткий срок хранения при реализации развесных готовых блюд (салаты, холодец, мясные блюда в соусе и блюда из рыбы) — не дольше 12 часов. Через дарксторы реализуется упакованная продукция с более длительным сроком хранения — 24–72 часа», — рассказал «ДП» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Бережём репутацию Случаи массовых отравлений и нарушения качества готовой еды вызывают большой резонанс. Но далеко не все случаи отравления становятся широко известны, подобной статистики нет. Эксперты напоминают: если человек отравился готовой едой из магазина, он может обратиться в управление Роспотребнадзора или другие органы надзора и контроля за качеством пищевых продуктов. У ретейлера, в свою очередь, должны быть документальные доказательства соблюдения всех необходимых стандартов и правил хранения продуктов, чтобы исключить свою причастность к инциденту. Как напомнила соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия» Анастасия Чумак, в случаях, когда готовая еда, продаваемая в магазине, не соответствует нормам качества, продавец может быть наказан штрафом, отзывом продукции или даже лишением лицензии на продажу пищевых продуктов. Ретейлеры, разумеется, заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму вероятность подобных ситуаций, поскольку для них это и финансовый, и репутационный риск. Как отметили в пресс–службе X5 Group, в каждом супермаркете есть холодильные камеры для готовой еды, и поскольку категория отгружается в магазин ежедневно, 95% товара после поставки сразу попадает на прилавок. «Кроме того, есть преупакованные позиции со сроком годности 3 и 5 суток. На прилавке готовый продукт хранится не более 12 часов, каждое утро выкладываются свежие салаты, горячие блюда и гриль. Все товары, которые не продались в течение дня, списываются», — поделились там и добавили, что спрос на такие позиции растёт, например в петербургских «Пятёрочках» и «Перекрёстках» продажи за год увеличились в 2 раза, а средний чек по городу составил порядка 270 рублей. Для многих игроков готовая еда — стратегическое направление развития бизнеса, а у некоторых — одна из самых востребованных категорий в сети. Так, у «Азбуки вкуса» пенетрация в чеки такой продукции составляет 50%, а доля в товарообороте превышает 25%. В ассортименте сети в Петербурге порядка 550 SKU, ещё порядка 450 SKU составляют кондитерские и хлебобулочные изделия собственного производства. «В каждом цехе поддерживается температурный режим, подходящий под производимый вид продукции, сотрудники обеспечивают контроль температуры на приёмке продукции, летом его усиливаем», — отметили в компании. Там тоже сообщили, что фиксируют высокий спрос на готовую еду, что связано в том числе с туристическим трафиком. В «Ленте» в Петербурге реализуют в среднем 200 позиций готовой еды. «Продукция хранится на холодильных полках и витринах с соблюдением требований по срокам и температурному режиму. Сроки годности в зависимости от позиции и способа реализации составляют от 12 часов до 5 суток. Мы постоянно отслеживаем температуру на витринах и в холодильных горках», — поделились в пресс–службе. Что касается курьеров, им обычно выдаются термосумки, позволяющие сохранить свежесть заказанных продуктов. Санкции за нарушение правил хранения готовой еды Разумеется, они зависят от того, в чём выражалось нарушение и какие последствия повлекло. Как правило, продажа некачественных пищевых товаров квалифицируется по ст. 14.4 КоАП РФ. За это продавцу грозит дисквалификация должностных лиц до одного года, конфискация несоответствующей продукции, а также штраф от 30–50 тыс. рублей. Если порча была вызвана нарушением правил хранения товаров, их продажи и перевозки, такое правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, наказание достаточно суровое — штраф до 1 млн рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения. В отдельных случаях может наступить уголовная ответственность. «За сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, нарушителям будет грозить штраф до 300 тыс. рублей, обязательные работы до 360 часов, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. За деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет, или повлёкшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, штраф может составить до 500 тыс. рублей, а срок лишения свободы — до 6 лет», — поясняет партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина. Если же в результате указанных действий наступит смерть двух или более лиц, нарушителю будут грозить принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 10 лет. Если ретейлер в подобной ситуации считает, что его вины нет, он в теории может это доказать, однако это трудоёмкий процесс — доказать полную непричастность и невозможность повлиять на продажу некачественных продуктов при наличии должной осмотрительности и соблюдении всех законодательных требований практически невозможно, подчёркивают эксперты. Знать свои права При этом, указывает адвокат, партнёр компании «Братья Яблоковы» Артём Яблоков, правонарушение следует разграничивать с преступлением, предусмотренным ст. 238 УК РФ «Закупка, хранение, перевозка с целью сбыта или сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Для наступления ответственности необходимо доказать, что потребление могло привести к смерти или наступлению тяжкого вреда здоровью, была реальная опасность (устанавливается экспертизой); а также что продавец имел такой умысел. Если покупатель понимает, что купил некачественную продукцию, он может обратиться в магазин с требованием заменить покупку или вернуть деньги. В случае, когда добиться этого не удалось, можно потребовать через суд помимо указанного неустойку, штраф 50%, возмещение морального вреда. Для привлечения к административной и уголовной ответственности необходимо обращаться в Роспотребнадзор или прокуратуру. «Если плохое качество продукции будет установлено экспертизой, продавец будет нести ответственность, в отношениях “потребитель — продавец” вина продавца в принципе не имеет значения. Но если брак произошёл вследствие действий изготовителя/службы доставки, у ретейлера появляется возможность предъявить претензию к ним», — уточнил Яблоков.