Желающих учиться в петербургских медицинских вузах в этом году стало больше. Получить престижную профессию врача хотят не только российские абитуриенты, но и жители других стран. В связи с этим растёт проходной балл по ЕГЭ и остаются высокими конкурсные показатели. Планка всё выше По данным Северо–Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова (СЗГМУ), конкурс на свободные бюджетные места по специальности «Лечебное дело» в 2024 году составил 324 человека на место, «Стоматология» — 773 человека на место, «Остеопатия» — 976 человек на место. А самым востребованным оказалось направление «Педиатрия» с конкурсом 1105 человек на место. «В сравнении с прошлым годом наблюдается повышение интереса как среди отечественных, так и среди иностранных поступающих, — рассказывает ректор СЗГМУ Сергей Сайганов. — В 2024 году наш университет принял 9927 заявлений от граждан России, в то время как в прошлом году их было 7360. От жителей других стран было принято 393 заявления против 279 в 2023 году». Высокий интерес абитуриентов подтверждает и ректор Санкт–Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов. «На данный момент абитуриенты подали в наш вуз 21 090 заявлений. Больше всего мест (583) — на специальности “Педиатрия”», — рассказал он «ДП». По словам ректора, поступить на «Педиатрию» можно было, набрав по результатам ЕГЭ не менее 246 баллов, а на «Клиническую психологию» — не менее 243. Ещё выше в Педиатрическом университете оказался проходной балл на факультете «Лечебное дело» — он увеличился с 265 до 279 баллов. А на «Стоматологии» вырос с 274 до 284. По этим же направлениям был зафиксирован и самый высокий конкурс в этом вузе: по специальности «Стоматология» он составил 133 человека на место, по «Лечебному делу» — 90 человек на место. Как рассказала ответственный секретарь приёмной комиссии Первого Санкт–Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Елена Пименова, самыми популярными направлениями у них являются «Лечебное дело» — 8128 заявлений на 128 мест (конкурс 63 чел./место), «Стоматология» — 4849 заявлений на 45 мест (конкурс 107 чел./место), «Педиатрия» — 5746 заявлений на 38 мест (конкурс 151 чел./место). Гости издалека Конкурсы в медицинские вузы носили беспрецедентный характер и в прошлые годы, что неудивительно. «Статус медицинских специальностей всё–таки растёт, и это позитивная тенденция. Если мы посмотрим результаты опросов ВЦИОМ, то престижной профессию врача считают свыше 30% россиян. Это достаточно много», — рассуждает заместитель директора «СМ–Клиники в Санкт–Петербурге» Сусанна Чуприна. Впрочем, статус этой профессии высок во всём мире. В отличие от уровня медицинского образования, который в некоторых странах оставляет желать лучшего. В России же, по словам Сусанны Чуприной, он был и остаётся высоким. Именно этим объясняется растущий наплыв зарубежных абитуриентов. Доля иностранцев, поступающих в СЗГМУ им. И. И. Мечникова, составляет 4%. Иностранные обучающиеся поступают в этот вуз из более чем 60 зарубежных стран. Чаще всего это граждане Индии, Китая, Египта, Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Армении и Республики Беларусь. «Традиционно высоким спросом пользуется образовательная программа “Лечебное дело”, реализуемая частично на английском языке. Диплом специалиста нашего университета признаётся министерствами образования и здравоохранения различных зарубежных государств», — говорит Сергей Сайганов. Он отметил, что у граждан Китая крайне высок запрос на обучение по русскоязычной образовательной программе «Стоматология с учётом международных стандартов». По словам Сергея Сайганова, данная программа отличается своей уникальностью, так как она учитывает требования рынков труда разных стран. Не ослабевает интерес иностранцев и к Санкт–Петербургскому педиатрическому медицинскому университету. «Традиционно к нам охотно едут учиться ребята из стран ближнего зарубежья. В частности, в настоящее время в СПбГПМУ обучается более 300 студентов из Узбекистана. Кроме того, мы реализуем совместные образовательные программы с Ташкентским педиатрическим медицинским институтом и Бухарским государственным медицинским институтом», — рассказал Дмитрий Иванов. Он также отметил и большой интерес к обучению в Педиатрическом университете у молодых людей из арабских и африканских стран. «В вузе создан международный факультет, выпускники которого получат двойные дипломы. Вообще у нас обучаются ребята более чем из 75 стран мира, и мы постоянно расширяем географию», — говорит ректор. По словам проректора по учебной работе Первого меда Андрея Ярёменко, доля иностранных студентов в вузе составляет 12–16% в зависимости от года поступления. Пожелания трудящихся Впрочем, единого мнения по поводу того, с каким качеством знаний и навыков приходят на работу после вуза молодые врачи, у представителей медицинской отрасли всё же нет. «Медицинские вузы и в Петербурге, и в других регионах придерживаются стандартизированной программы обучения, нареканий к которой у нас нет», — комментирует Сусанна Чуприна. Однако у некоторых руководителей клиник всё же возникают претензии к подготовке выпускников. Одна из самых распространённых — недостаток практической работы. «В программе обучения не хватает практики с пациентами, реальными или симулированными», — считает терапевт, основатель мобильного приложения «Справочник врача» Константин Хоманов. Есть и другие проблемы. Медицинский директор W Clinic и «Все мы дети» Дарья Бурмакина убеждена, что будущим врачам не помешал бы и курс по коммуникации с пациентами. Ведь soft skills, о которых сейчас так часто говорят, нужны далеко не только в сфере IT. «Если ты умеешь грамотно лечить, назначаешь нужные обследования, но не сможешь правильно донести до пациента важность своих назначений, то, выйдя из клиники, он просто выбросит твой листок с рекомендациями. И эффекта от лечения мы не получим», — объясняет Дарья Бурмакина. По мнению Константина Хоманова, прекрасно было бы внедрить в учебные программы российских вузов Калгари–Кембриджскую систему общения с больными, навыки ведения переговоров и основы конфликтологии. «Также будущему врачу жизненно важно знать юридическую составляющую своей деятельности, разбираться в текущем законодательстве, хотя бы в основных вопросах. Хотелось бы видеть и дискуссионные (журнальные) клубы на кафедрах, где врачи получали бы навыки критического чтения научных статей, основы медицинской статистики. Могли бы пробовать писать статьи по правилам, которых придерживается весь цивилизованный мир», — отмечает эксперт. В целом представители медицинского сообщества хотели бы иметь большее влияние на процесс формирования программы обучения в вузах. «Например, возможно создание экспертного совета в составе представителей Минздрава РФ, представителей профессиональных ассоциаций и медицинских вузов, ассоциаций клиник, который разработал бы и предложил базовые программы образования по теоретическим дисциплинам в медицине», — считает главный врач клиники «Будь Здоров» в Санкт–Петербурге Алексей Василевский.