В Законодательном собрании Петербурга начались «нулевые» чтения бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Они продлятся несколько недель. Впрочем, о финансовых приоритетах Смольного можно судить уже сейчас. Согласно проекту основные параметры бюджета на ближайшие 3 года будут следующими. В 2025 году доходы составят 1,254 трлн рублей или 1,282 трлн рублей с учётом безвозмездных поступлений. Планируемые расходы — 1,248 трлн рублей. В 2026 и 2027 годах доходы казны составят 1,359 трлн и 1,448 трлн рублей соответственно. Расходы бюджета рассматриваются в разрезе 18 госпрограмм. В каждой из них указано, сколько денег получат главные распорядители бюджетных средств (ГРБС — это комитеты и управления Смольного, а также районные администрации), сколько они, соответственно, должны будут потратить и на какие цели. Источник «ДП» в ЗакСе поделился с редакцией документами, где прописаны предварительные аппетиты ГРБС. Тройка лидеров по количеству выделяемых средств среди госпрограмм не меняется годами. Это «Развитие образования», «Развитие здравоохранения» и «Развитие транспортной системы». Но между собой они постоянно меняются местами, конкурируя за средства городской казны. Обгоняя транспорт Самой дорогостоящей госпрограммой в 2025 году может стать «Развитие образования». В неё традиционно входят расходы на детские сады, школы, колледжи, закупку оборудования для образовательных учреждений, книг в библиотеку, учебников и т. д. Смольный планирует выделить на эти цели 18,3% от общего предполагаемого объёма бюджетных средств — 234,9 млрд рублей. При этом в 2024 году программа отдала лидерство «Развитию транспортной системы». В законе о бюджете текущего года на образование в общей сложности предусмотрено 282,5 млрд рублей, на транспортную систему — 290 млрд. И в том и в другом случае это суммы, складывающиеся из базовых бюджетных ассигнований, адресной инвестиционной программы (АИП) и поступлений из федерального бюджета. На момент написания текста депутаты ещё не ознакомились с параметрами АИП на новый период. Известна лишь её общая сумма — 233,7 млрд рублей. Так что в настоящее время можно анализировать расходы только по прогнозируемым параметрам, указанным в законе о бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Кстати, если посмотреть на финансирование госпрограмм без учёта АИП и поступлений из федерального бюджета, то образование в 2024 году всё же удерживает лидерство — 232 млрд рублей против 202,6 млрд, заложенных на транспортную систему. При планировании действующего сейчас бюджета «Образование» уверенно базировалось на первом месте. Параметры были следующими: 2025 год — 218 млрд, 2026–й — 228,4 млрд. То есть программу ежегодно планировали увеличивать на 10 млрд рублей. В нынешнем проекте прогнозные показатели заметно выше. 2026 год — 248,9 млрд рублей, 2027–й — 260,7 млрд. Главное — здоровье Следующей по дороговизне госпрограммой стало «Развитие здравоохранения», которое в 2024 году занимало третье место с показателем 12,3% от планируемого бюджета (141 млрд рублей). Сюда входит вакцинация населения, предоставление бесплатных медикаментов, закупка медоборудования и т. д. На 2025 год на эти цели предполагается выделить 173,7 млрд рублей и сохранять финансирование примерно на этом уровне следующие 2 года. Известны показатели отдельных подпрограмм. Так, на формирование эффективной системы оказания медицинской помощи город в 2025 году планирует выделить 29,28 млрд рублей, в 2026–м — 26,1 млрд, в 2027–м — 24,8 млрд рублей. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, а также развитие первичной медико–санитарной помощи обойдётся бюджетам 2025, 2026 и 2027 годов в 40,4 млрд, 42,6 млрд и 44,5 млрд рублей соответственно. Если что, доинвестируют Госпрограмма «Развитие транспортной системы» в рейтинге Смольного пока занимает третье место. Притом что после весенней корректировки бюджета на 2024 год эта программа стала самой высокофинансируемой. По состоянию на 1 августа она исполнена уже на 58,8%. В прогнозируемой структуре расходов на 2024 год программа шла второй. В 2025 году Смольный планирует потратить на развитие транспортной системы 13,7% от всего бюджета, то есть около 171 млрд рублей. В 2026 и 2027 годах к программе планируют добавлять по миллиарду. Но сюда традиционно щедро вкладываются деньги из АИП. Например, в текущем году к изначальной сумме из АИП добавили 86,3 млрд рублей. Так что итоговая сумма каждого года явно будет выше. Стоит отметить, что сумма, выделенная на ту или иную госпрограмму в законе о бюджете, который депутаты примут осенью этого года, ещё не раз изменится в процессе корректировок. Если Комфин видит, что фактические доходы бюджета превышают планируемые показатели, избыток средств распределяется по разным госпрограммам, изменяя их начальные показатели. Предприниматели потерпят Отдельно стоит сказать о двух госпрограммах, касающихся стимулирования развития бизнеса в городе. Это «Развитие промышленности, инновационной деятельности и АПК» и «Развитие предпринимательства и потребительского рынка». Ни та ни другая никогда не могла похвастаться особо высокими объёмами финансирования. В 2024 году, к примеру, на «Развитие промышленности…» было выделено 6,4 млрд рублей, а на «Развитие предпринимательства…» — 4,5 млрд. Но в 2025–2027 годах и эти скромные ресурсы ожидает сокращение. Причём довольно чувствительное. На «Развитие промышленности…» планируется выделять в среднем по 1,8 млрд рублей в год. Тут стоит заметить, что и в плане на 2024 год изначально стояла сумма 1,9 млрд. Но в ходе корректировок она сильно выросла. Видимо, в соответствии с актуальными запросами. Так что речь по сути идёт к откату на прежние масштабы финансирования. А вот «Развитие предпринимательства…» действительно ждёт сокращение почти в 2 раза. В 2025 году на эту госпрограмму планируется выделить из бюджета 2,6 млрд рублей, в 2026–м — 2 млрд, в 2027–м — 2 млрд. Так что предпринимателям предстоит в большей степени полагаться на собственную инициативу и смекалку, нежели на помощь государства. Поневоле привлекает внимание и то, что госпрограмма «Повышение эффективности государственного управления», на которую в 2024 году было выделено 26 млрд рублей, тоже готовится к сокращению. В 2025–2027 годах на неё собираются выделять по 17–18 млрд рублей. Видимо, эффективность повысилась до такого уровня, что в дополнительном стимулировании уже не нуждается. Хотя в проекте на 2024 год здесь тоже значилась сумма весьма скромная — 15,8 млрд. Затем, как можно увидеть, она прибавила сразу около 10 млрд. Так что, вполне вероятно, об эффективности госуправления тоже ещё позаботятся за бюджетные деньги.