Загадки спрута Спиридона
С давних времён (если быть точным, то со времён античности), моряки рассказывают жуткие истории о колоссальных кальмарах, спрутах и осьминогах, обитающих в морских глубинах.
Эти гиганты способны с лёгкостью пустить на дно судно с экипажем. В разных культурах им дают разные имена: Кракен, Ика, Тако. Особенно, конечно, в этом разбираются народы моря, например, японцы. Но с того момента, как в Европе разразилось Просвещение ТМ, никто не относился всерьёз к басням морских волков (тем более ром и всё такое).
Постепенно гигантские головоногие оказались вытесненными на периферию зоологии, и, в конце концов, стали достоянием маргинальной группы криптозоологов. И только писатели-фантасты нет-нет, да и вставляли в свои книги гигантских кальмаров.
Иногда, правда, в руки настоящих исследователей попадало что-то такое, что не вписывалось в генеральную линию партии.
Так, например, в 1861 году, французское судно Alecton доставило фрагмент животного, который мог соответствовать гигантскому кальмару. В 70-х годах XIX века на побережье Ньюфаундленда были обнаружены несколько туш, которые можно было бы идентифицировать как остатки крупных головоногих.
Китобои регулярно находили и даже доставляли исследователям клювы гигантских кальмаров, извлечённые из желудков кашалотов. Но в большинстве случаев полученные материалы были либо крайне фрагментарны, либо с выраженными гнилостными изменениями, либо полупереваренные.
А клювы? Ну а что клювы?
Может, вы их у попугаев оторвали. Так что официальная зоология не то чтобы совсем отрицала, но сильно сомневалась в существовании этих животных. Так продолжалось практически весь ХХ век.
Кальмары старательно избегали людей, а люди делали вид, что никаких гигантских головоногих не существует в природе. В 1993 году была опубликована фотография гигантского кальмара и аквалангиста. Но к ней отнеслись как к подделке.
И только в начале XXI – гигантский кальмар наконец-то решил показаться людям. Первые достоверные снимки взрослой, пусть и не очень крупной, особи гиганта были получены в 2004 году в префектуре Киото.
В том же году японские исследователи Цунэми Кубодера и Кёити Мори представили фотографии гигантского кальмара в естественной среде обитания. Они охотились за ним более двух лет. И, наконец, на третьем году им улыбнулась удача. В воду был опущен 900-метровый трос с приманкой и камерой.
На двадцатой попытке на приманку «клюнула» особь около 8 метров длиной и запуталась в тросе. За те четыре часа, которые колосс высвобождался из тенет, фотокамера смогла сделать более 400 фотоснимков. Более того, одно из щупалец кальмару освободить не удалось, и оно вместе с фотографиями стало трофеями охотников. Но это всё фотографии и ограниченные образцы.
А как же с «натуральными» полноразмерными образцами?
В 2004 году, в районе Фолклендских островов, рыболовецкое судно выловило особь длиной более 8 метров. Экземпляр был доставлен для изучения в Музей Естественной истории в Лондоне.
Для предотвращения разложения тело моллюска было вморожено в лёд, а уже в Лондоне законсервировано в формалиново-солевом растворе. В настоящее время этот экземпляр выставлен в Дарвиновском центре. Дальше – больше.
В 2005 году Мельбурнский океанариум смог раздобыть себе семиметрового кальмара, выловленного в районе Новой Зеландии. Так что к концу первого десятилетия XXI века у научного сообщества уже не оставалось вопросов о возможности существования гигантских кальмаров.
Современные зоологи относят этих животных к роду Арихитеутис, который, по разным оценкам, насчитывает около восьми видов. Все они распространены во всех океанах Земного шара.
В целом, это «сферический кальмар в вакууме», но только очень большой: самцы – до 5 м, самки несколько крупнее – до 8 м.
Как и у всех представителей этого таксона, у гигантских кальмаров есть мантия, 8 обычных и два ловчих щупальца. Именно на длину щупалец и приходится основной размер этого животного.
Каждое щупальце, условно, делится на «запястье», «кисть» и «пальцы». На запястье присоски расположены плотнее – в 6-7 рядов. Кисть шире, и присоски на ней больше, но расположены они не так плотно, а на пальцах их и вовсе нет.
Щупальца расположены по кругу вокруг рта, увенчанного хитиновым клювом. Присоски представляют собой полусферические выросты размером от 2 до 6 см.
Расположены они на внутренней стороне щупалец. По краю каждая присоска снабжена хитиновым кольцом для более плотного сцепления с добычей.
Задняя часть мантии, как и у других кальмаров, заканчивается двумя небольшими плавниками, которыми животное пользуется как рулями глубины.
Для движения гигантский кальмар набирает в мантийную полость воду, а потом неторопливо выталкивает её через сифон с помощью перистальтических сокращений мышц. В том случае если ему нужно сделать бросок, он резко сокращает мышцы мантийной полости, и реактивная струя придаёт ему ускорение.
Кроме того, мантия служит укрытием для органа дыхания – двух жабр. Так что кальмар одновременно и дышит, и двигается.
Как и другие головоногие, гигантский кальмар имеет сложноорганизованный мозг (нервным ганглием это называть как-то неудобно) и развитые органы чувств. Диаметр глаза может достигать 27 см, а зрачок – 9 см. Однако, по всей вероятности, цвета различать они не могут. Да оно и не особо нужно там, где они обитают.
А дальше начинаются интересные особенности. Например, гигантский кальмар обладает нейтральной плавучестью, то есть может оставаться в равновесии, не погружаясь в жидкость и не поднимаясь в ней. Для того чтобы достигнуть такого эффекта, рыбам пришлось отрастить себе плавательный пузырь или большую жирную печень. Но у моллюсков никакого пузыря нет, да и печень – так, одно название.
За счёт чего же им удаётся оставаться в равновесии?
Весь секрет в том, что жидкость в целомической полости является раствором не хлорида натрия, а хлорида аммония. Который имеет другую плотность, но изотоничен морской воде. Если кальмару нужно всплыть, он просто удаляет избыток нашатыря из целома и всплывает, а если опуститься, наоборот, перегоняет нашатырь в целом.
По этой причине (и к счастью для гигантского кальмара) его мясо малопригодно в пищу.
Есть у кальмаров и специфические органы равновесия – статоцисты.
Это пузырьки, внутренняя поверхность которых выстлана специфическими рецепторными клетками. Основную роль которых выполняют так называемые статолиты – кристаллы кальцита. Они же, в свою очередь, увеличиваются по мере роста животного. Посчитав кольца на спиле такого статолита, можно узнать возраст животного.
По сути дела, это всё, что мы знаем о гигантских древних головоногих. Достоверных знаний об их повадках и размножении у нас в настоящее время нет. Известно, правда, что, в отличие от других головоногих, у гигантского кальмара нет гектокотиля – специального видоизменённого щупальца, с помощью которого моллюски переносят свой сперматофор (капсула со сперматозоидами) в половые пути самки. Так что остаётся не ясным, как у них осуществляется спаривание.
Считается, что половой зрелости эти животные достигают в возрасте примерно 3 лет. Но общая продолжительность жизни остаётся загадкой.
Непонятно и то, с чем связаны исключительные размеры моллюсков. В настоящее время наиболее авторитетной считается гипотеза глубоководного гигантизма. Согласно ей, увеличение размеров глубоководных животных может быть адаптацией к недостатку пищи (большая продолжительность жизни с медленным, но постоянным ростом), повышенному давлению или понижению температуры (низкие температуры приводят к снижению метаболизма и требуют больших размеров для каждой отдельной клетки, что в совокупности приводит к увеличению линейных размеров).
Согласно другой гипотезе, гигантские кальмары являются реликтом чуть ли не палеозойской эры и смогли сохраниться и приспособится к глубоководному образу жизни, как сделала это латимерия.
Так или иначе, нам ещё долго предстоит разгадывать загадки, которые загадывают гигантские древние головоногие. А там, кто знает, кого ещё скрывает океанская бездна.
#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Териология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #Ефимов@inbioreactor #Масамрех@inbioreactor
#Наука #Научпоп