Оборот рынка готовых рационов питания после двухлетнего кризиса перешёл в стадию подъёма. Такой формат помогает экономить время на готовке и для многих оказывается удобнее, чем доставка блюд из ресторанов. К концу 2024 года рост рынка готовых рационов и наборов продуктов вместе с рецептами для приготовления может дойти до отметки 22% по сравнению с показателями 2023–го. Согласно подсчётам аналитиков агентства INFOLine, продажи после двухлетнего спада начали набирать темпы и по итогам года, скорее всего, составят 18,4 млрд рублей. Позитивный прогноз Согласно обзорам INFOLine прошлых лет, в 2022 году оборот отрасли снизился на 4,3% год к году, а ёмкость рынка составила 15,7 млрд рублей. В 2023 году отрицательная динамика оказалась 4%, что выразилось в совокупном объёме продаж 15,1 млрд рублей. Аналитики компании предполагают, что наблюдаемый двухлетний кризис был вызван изменением локации части потребителей, желанием организаций уменьшить собственные затраты, а также сокращением разрешённых к использованию инструментов продвижения. В 2022 году представители компаний, занимающихся производством и доставкой готовых рационов и наборов продуктов вместе с рецептами, как правило, объясняли замедление темпов роста общей нестабильностью рынка, которая появилась в результате внешнеполитических изменений. Особенно остро предприниматели ощущали это весной 2022–го. К тому же стали недоступны именно те каналы продвижения, которые приносили компаниям около 50% новых клиентов. Были запрещены отдельные социальные сети и реклама в системе Google. Всё это негативно сказалось на наборе новой клиентской базы. Впрочем, игроки рынка приводят и более прозаические причины. В том числе связанные с погодным фактором: летняя жара была очевидным катализатором снижения спроса потребителей. Стоит заметить, что в начале 2024 года INFOLine давал более осторожный прогноз: годовой рост на 10% и увеличение объёма продаж до 16 млрд рублей. Однако уже за первое полугодие текущего года рынок вырос на 16,5%, а оборот составил 8,7 млрд рублей. Это заставило пересмотреть показатели прогноза на год. Эксперты отмечают, что с увеличением стоимости рабочего времени у многих появляется желание урезать обеденный перерыв, большая часть которого нередко уходит именно на готовку. «Одновременно потребители по–прежнему оптимизируют траты, делая выбор в пользу рационов питания, а не доставки блюд из ресторанов», — добавляет глава «INFOLine–Аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, как дополнительный фактор увеличения продаж отрасли исследователи выделяют значительное распространение здорового образа жизни. Лень как стимул роста Независимый эксперт FMCG–рынка Александр Анфиногенов считает, что нет оснований не доверять прогнозам аналитиков. Хотя, разумеется, они могут и не оправдаться в силу нестабильности внешних факторов, которые воздействуют непосредственно на компании и способны прямо или косвенно повлиять на потребительские ожидания. Но в текущих реалиях прогноз выглядит вполне взвешенным. «В целом сам по себе рынок, безусловно, растёт. Люди ленятся готовить самостоятельно. Вся эта история с приготовленной и полуприготовленной едой развивается динамично. Не мешают даже такие сложности, как, например, недавняя история с ботулизмом, которая в общем–то серьёзно повлияла на восприятие. Рынок, может быть, опередит прогнозы INFOLine, а может, и замедлит. Но абсолютно очевидно, что рынок перспективный», — отмечает Александр Анфиногенов. Сооснователь сервиса Justfood Сергей Королёв также полагает, что рост, указанный в исследовании, возможен. Но главным образом будет касаться готовых рационов питания, а не наборов для самостоятельного приготовления. По мнению предпринимателя, людям всё больше свойственно отдавать предпочтение более важным делам, чем готовка. «При этом, наблюдая за тенденциями, мы считаем, что рост на рынке готовых рационов будет в основном в сегменте бюджетных линеек. Это связано с тем, что прошлый драйвер рынка — аудитория, следящая за своим здоровьем до малейших деталей, — практически себя исчерпал. Взамен появился массовый спрос на еду без упора в сторону строгих диет и подсчёта КБЖУ. На собственном примере мы видим это благодаря быстрорастущей клиентской базе продукта, запущенного в 2023 году, — “ПростоЕда”. Это три–четыре коробочки в день готовой простой еды с ценой до 10 тыс. рублей за целый месяц. Этот сегмент не такой привлекательный с точки зрения дохода с одного клиента. При этом на порядки более массовый, чем тот, за который почти 10 лет боролись компании на рынке», — поясняет Королёв. Компания «Шефмаркет» смотрит на перспективы динамики роста в этом году чуть осторожнее. «Мы оцениваем рост всего рынка в этом году на 15–17%», — поделился с «ДП» основатель компании Сергей Ашин. При этом компания планирует собственный рост на 18–20% год к году. А вот с некоторыми другими выводами аналитиков INFOline он склонен согласиться. Например, по мнению авторов исследования, положительно на динамику рынка влияет выход компаний на региональный уровень. По словам Сергея Ашина, именно в этом году закончился отток клиентов из регионов, что помогло компании набрать новую клиентскую базу. Так что возможности для дальнейшего масштабирования бизнеса сохраняются. Новички наступают Кроме прочего, аналитики выделяют рост присутствия новых игроков. Это может содействовать размытию рыночной доли пяти лидирующих компаний сегмента (Performance Group, Grow Food, Elementaree, «Шефмаркет» и Justfood). За последние полтора года их доля снизилась незначительно — с 83,9 до 83,1%. Но как будет дальше идти этот процесс, сказать сложно, возможно, к новичкам начнут перетекать уже не доли процента. При этом, по словам Ашина, повышенной конкуренции на рынке доставки продуктов с рецептами для приготовления компания «Шефмаркет» не ощутила. Помимо этого, размытию рыночной доли может способствовать тенденция некоторых компаний открывать офлайн–точки продажи собственной продукции, подчёркивают исследователи. «Grow Food запустит сеть кафе Grow Food Daily, а Performance Group начала продажу готового питания в фуд–траках», — указывает Бурмистров. На этом поле компаниям придётся конкурировать уже с представителями общественного питания, а не с привычными соперниками по доставке рационов. С другой стороны, такие шаги вполне можно понять: расходы россиян на походы в кафе и рестораны за последнее время увеличились. Так, по данным Петростата, за первое полугодие 2024 года оборот сферы общественного питания в Петербурге составил 120,3 млрд рублей, что на 17,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.