Очень вкусная еда, которую вы не сможете есть. Или сможете?
Как мы уже писали не раз
в заметках по тегу #бабушкины_рецепты@inbioreactor, в любом живом существе человек, в первую очередь, видит пищу.
По одной из версий даже собака на ранних этапах приручения была не только охранником и помощником, но ещё и ходячим запасом провианта (но об этом мы ещё поговорим).
Как показывают исследования археологов и антропологов, во времена присваивающего хозяйства среднее стадо (в среднем 30 голов) Homo sapiens выедало всё вокруг своей стоянки в окружности 5 км в диаметре примерно за месяц. И, в отличие от своего брата-неандертальца, не брезговало ничем – вплоть до леммингов и полёвок.
Такая пищевая пластичность, по одной из гипотез, и сыграла решающую роль в победе над гордыми хозяевами перигляцилиальных равнин – неандертальцами. С расселением человека по планете росли и гастрономические аппетиты прямоходящих обезьян.
Постепенно часть животных, которых изначально разводили в качестве источника пищи, перешло в раздел домашних питомцев. Тем не менее, в некоторых частях света их до настоящего времени употребляют в пищу. Сегодня мы поговорим именно о них – о тех, кто занимает место не только в наших сердцах, но, иногда, и в желудках.
Дисклеймер – в этой заметке будут даны самые шокирующие рецепты по приготовлению домашних питомцев, поэтому эта заметка не рекомендуется для прочтения беременным детям-инвалидам, и пенсионерам не достигшим восемнадцати лет, а равно и лицам с тонкой душевной организацией. И не говорите, что вас не предупреждали.
Начнём, естественно, с собаки. Употребление собаки в пищу запрещено людям, исповедующим ислам и иудаизм (в этих религиях мясо любых хищников считается нечистым).
Однако для христиан существует специальная оговорка, которая позволяет не соблюдать ни халяль, ни кашрут – в деяниях апостолов, глава 10 стих 13, глас с неба вполне однозначно сообщает: «Встань, Пётр, заколи и ешь». Видение сопровождается появлением «нечистых» животных. Так что христиане вполне спокойно могут пробавляться собачатиной.
Однако в Европе традиция употребления собачатины как-то не прижилась, чего нельзя сказать о странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где блюда на основе собачатины являются традиционными в Китае, Корее и Вьетнаме.
В Китае история употребления собак в пищу началась примерно с 500 г. до н.э. А в настоящее время на стол ежегодно попадает более 10 млн Шариков, Жучек и Барбосов. Но это, конечно, капля в море, по сравнению с 700 млн. свиней и 50 млн. коров.
А вот в Корее употребление собак в пищу стало притчей во языцех. Там традиционно держали собак для праздничных и не очень столов. И даже вывели специальную, мясную, породу собак – нуронги, что в переводе значит «жёлтая собака».
Строго говоря, это скорее описание подходящего экстерьера, чем порода. Это эндемичная Кореи собака, чем-то похожая на шпица с золотистым окрасом шерсти.
Ещё в 70-х годах ХХ века такого понятия как «домашняя собака» в Корее не существовало, а поскольку большинство жителей этой страны испытывало значительный дефицит белка в рационе, собака была одним из самых простых способов восполнить этот пищевой пробел.
Однако с постепенным повышением качества жизни собак из корейского меню вытеснили свиньи и коровы. В настоящее время пищевое использование собак находится в «серой» зоне корейского законодательства, и в Южной Корее существует около 17 тысяч ферм (ок. 10 тыс. – легальных и ок. 7 тыс. – «подпольных») по разведению Дружков для ресторанов и домашних кухонь.
На официальных фермах собак умерщвляют с помощью электрического тока. Как это происходит на свинофермах. А вот на нелегальных всё делают по «оригинальным» рецептам – [УБЕРИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ГОЛУБЫХ ЭКРАНОВ] – понравившегося заказчику пёсика либо душат (что, согласимся, довольно лёгкая смерть), либо подвешивают за задние лапы и бьют бамбуковым шестом до тех пор, пока мясо не отслоится от костей. Именно убитые таким способом собаки считаются наиболее ценными в ресторанах.
Из собак готовят посинтхан – «суп, укрепляющий организм». Мясо варят со специями, листьями одуванчика, перрилы и зелёным луком.
Считается, что этот суп повышает выносливость и укрепляет мужскую силу. Так что едят его, в основном, мужчины старшей возрастной группы. Цена за одну порцию может доходить до 20$. Кроме того, существует ещё гэсоджу – отвар на основе собачатины с добавлением 30 различных растений – это традиционное средство народной медицины для повышения потенции, которое, по уверениям корейцев, уделывает Виагру, не нагибаясь.
Не брезгают собаками и во Вьетнаме. По разным оценкам, ежегодно на стол попадают до 5 млн. собак. Кроме того, мясо собак нелегально ввозят во Вьетнам с территории сопредельных стран. А особенно высоко потребление этого «продукта» в Камбожде.
На территории Индонезии собачатина является национальной пищей христиан-батаков с Северной Суматры. Из неё делается традиционное блюдо саксанг – что-то наподобие рагу. По поверьям батаков, употребление в пищу собак укрепляет дух человека, делает его смелым и мужественным.
Не отстают и жители средней Азии. Например, в Узбекистане (а казалось бы – мусульманская страна) мясо собак в некоторых регионах считается целебным и употребляется в пищу при различных заболеваниях. В первую очередь, при туберкулёзе.
Но человек не был бы собой, если бы кроме первого приручённого зверя, не пустил бы в пищу и животного, которого не одомашнил до конца до сих пор – кошку. Кошатина широко употребляется в пищу на Земном шаре. Она является частью рациона в странах Азии (в первую очередь, Юго-Восточная Азия и Китай), Африки и Латинской Америки.
Так, во Вьетнаме можно отведать блюдо в горшочке под названием «Маленький тигр». А ещё в 2008 году кошатина являлась основой (!!!) рациона жителей Гуандуна в Китае.
Но это «всё дикари», к которым не так давно пришла цивилизация и которых буквально вчера отпустило Бремя Белого Человека. Но что вы скажете, если узнаете, что и сам Белый Человек ещё недавно, в середине ХХ века, с удовольствием употреблял кошек в пищу. И не абы где, а в самом центре просвещённой Европы.
Ещё несколько десятилетий назад жители города Винченца в северной Италии употребляли кошек в качестве деликатеса. Более того, в некоторых кантонах Швейцарии кошатина считается традиционным рождественским (!!!) блюдом. Но этот факт старательно скрывается от туристов гражданами страны шоколада, часов и банков.
Вообще, строение кошки сыграло с ней злую шутку – освежёванная кошка похожа на кролика, и иногда выдаётся за него недобросовестными мясниками.
Этот факт нашёл отражение во многих языках. Например, в Испании существует выражение «Dar gato por liebre» — «подсунуть кота вместо зайца», а в Бразилии любое уличное барбекю называют «churrasco de gato» — кошачье барбекю.
Справедливости ради, надо сказать, что что-то подобное есть и у нас – знаменитая шутка: «ваша шаурма мяукала или лаяла?» и «купи три шаурмы и собери кошку».
Напоследок имеет смысл рассказать ещё об одном «блюде из дружка», а конкретно, о перуанском деликатесе куй (да, именно так — куй) – запечённой морской свинке. Да, эти любимцы детей и учёных тоже попали в поле гастрономического интереса.
Собственно говоря, первоначальное приручение морских свинок человеком было обусловлено необходимостью иметь под рукой быстровозобновимый запас мяса.
Мясо этих грызунов и сейчас играет большую роль в рационе жителей горных районов Эквадора и некоторых перуанцев. Блюда из морских свинок можно без труда найти в большинстве ресторанов Лимы и других крупных городов Перу.
Кроме того, в настоящее время мясо этих грызунов поставляется в США и Европу (даже в Москве есть несколько ресторанов, где вам без особых проблем подадут запечённую морскую свинку).
Кроме морской свинки, в пищу идёт и капибара вместе с пакой и агути. Более того, католическая церковь специальным решением Папы римского разрешает есть капибару в пост, поскольку считает её рыбой (!!!), кстати, как и бобра (!!!).
А вообще – удивительное дело – одни и те же животные (кролики, морские свинки, простые свиньи) могут быть как субъектом привязанности, так и объектом пищевого интереса (в некоторых местах мира до сих пор людей едят).
Каждый человек сам решает – кого есть, а кого любить. Поэтому – важно помнить, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. А вкусно есть любят все.
Приятного аппетита.
А автор пойдёт гладить своего кота и есть говяжий стейк.
#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Териология@inbioreactor
#Ретроспектива@inbioreactor
#Бабушкины_рецепты@inbioreactor
#Их_нравы@inbioreactor
#Кухня_народов_мира@inbioreactor
#Переписьболезных@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #li_za_ve@inbioreactor
#Наука #Научпоп