Психосоматика алопеции.
Жалобы пациентов:
«Прислушиваюсь к состоянию волос, тревожные мысли «они выпадают, все плохо…я не справляюсь», повышенная суетливость, сканирование «все ли хорошо с волосами»»
«Замечаю что с подросткового возраста когда нервничаю выпадают волосы…комплексую из-за этого»
«После последних родов выпадают волосы (андрогенная алопеция), трихолог назначил препараты, появились мысли «что я не хочу жить…не хочу вставать… ничего не радует», повышенная бдительность. Сильнее выпадают волосы, фиксация на этом… а если буду лысой…. Не хочет смотреться в зеркало. Страх что «утром встану и все будет хуже…в зеркале увижу что я лысая»
«С самого утра проверяю как мои волосы, выпали, очень болезненно реагирую когда мою волосы или расчесываю так как вижу целые витки волос…появляется страх неполноценной»
«Как начала жить с мужем… из-за частых ссор выпадают волосы и седеют… такого не было давно…»
«Из-за стресса на работе, переработок, убивала себя на работе и начала замечать что лезут волосы, и появляются проплешины на голове… испугалась»
Очаговая алопеция является одной из распространенных причин выпадения волос
Показано, что генетические, аутоиммунные факторы и факторы окружающей среды могут играть определенную роль в этиологии, но причина пока неизвестна.
Высказано предположение, что очаговую алопецию можно отнести к числу психосоматических заболеваний, вызванных стрессовыми жизненными событиями
Хотя очаговая алопеция не представляет угрозы для жизни, она часто приводит к психиатрическим последствиям, особенно при тотальных и универсальных формах, когда потеря волос является серьезной.
Обнаружено, что депрессия, тревога и нарушения сна часто сопровождают это заболевание. Кроме того, было установлено, что очаговая алопеция и психические расстройства взаимно влияют друг на друга и приводят к прогрессированию заболевания.
Чувство идентичности серьезно нарушается, особенно у женщин, и возникают чувства горя и боли. В то время как сексуальная идентичность нарушается у женщин, социальная идентичность в большей степени страдает из-за потери доверия у мужчин. Кроме того, у женщин с очаговой алопецией отмечаются семейные и профессиональные проблемы.
Стрессовые ситуации у данных пациентов усиливаются в конечном итоге приводят к психологическим расстройствам, связанным со стрессом, таким как тревожный спектр и ОКР.
Очаговая алопеция может инициировать депрессию или быть ее результатом.
С другой стороны, депрессия и тревога становятся фактором риска, поскольку выпадение волос создает негативное представление о себе.
Существует высокий риск причинения себе вреда и самоубийства.
Были отмечены проблемы с социализацией, повышенная агрессивность, боязнь насмешек и избегание отношений
Переживания пациентов с очаговой алопецией сложны и сугубо индивидуальны. Непредсказуемость выпадения волос приводит к ограничениям в жизни, циклам «надежды и отчаяния».
Интересно, что наличие негативных эмоций и психологического стресса не зависит от тяжести заболевания. Пациенты с легкой формой очаговой алопеции страдают в той же степени, что и пациенты с тяжелой формой выпадения волос.
Хотя и реже, при очаговой алопеции отмечаются алекситимия, нарушения адаптации, нарушения развития и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Есть также некоторые сообщения о дефиците внимания и гиперактивности.
Распространенность серьезных депрессивных расстройств в течение жизни у пациентов с очаговой алопецией составит 39-67%
Очаговая алопеция, которая началась в возрасте до 20 лет, представляет риск развития серьезного депрессивного расстройства
Хотя считается, что депрессия чаще встречается у пациентов с алопецией, существует другая точка зрения, согласно которой депрессия может усугубить алопецию. Пациенты с очаговой алопецией имели более высокие показатели психических заболеваний; однако было показано, что у 50% этих людей психические заболевания предшествуют облысению.
Также сообщалось, что четверть пациентов с очаговой алопецией переживают стрессовые жизненные события до начала или обострения заболевания.
Показана значимая взаимосвязь между обострениями у пациентов с очаговой алопецией и восприятием пациентами стресса и показателями тревожности состояния.
Исследования показали, что имипрамин, антидепрессант, и снотворные средства уменьшают депрессивные симптомы при очаговой алопеции и способствуют значительному росту волос.
На самом деле, известно, что стрессовая реакция гипоталамо-гипофизарной системы (ГПА) на фоне эмоционального стресса может спровоцировать не только облысение, но и многие другие дерматологические заболевания (псориаз, атопический дерматит, крапивницу, витилиго, акне и т.д.)
Существуют исследования, которые связывают и исследуют эту связь с нейромедиаторами, связанными с психонейроиммунологическими системами
Эпидермис имеет то же эмбриологическое происхождение, что и нервная система. Он отделяет человека от внешнего мира, является его витриной для внешнего мира. Благодаря этим свойствам кожа занимает особое место в нашем индивидуальном существовании.
Кожа является важной эрогенной зоной, и прикосновение, тепло и боль также являются источниками эрогенного удовольствия. Она также является источником эротических вознаграждений, таких как прикосновения и ласки матери с младенчества. Если подавить желание пользоваться кожей обычным образом, повторяющиеся тенденции, которые стимулируют кожу и противодействуют ей, могут проявиться в виде изменений на коже. Это также может быть источником беспокойства, поскольку непроизвольно передает некоторые из наших эмоциональных состояний, таких как стыд и гнев.
Кроме того, кожа как и волосы является органом выражения эмоций и индикатором беспокойства.
Мелехин Алексей