«Значение привязанности: путь от детства к взрослой жизни»
Ребенок, рождаясь, проходит путь от полной зависимости от родителя до полной независимости от него же. Важно понимать, что без надежной эмоциональной связи с родителям здоровое отделение от них невозможно.
Когда речь заходит о привязанности, то, прежде всего, говорится об эмоциональных узах, которые начинают формироваться с момента рождения ребенка и красной нитью проходят через всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Опыт первой привязанности влияет на все последующие отношения. Если в семье много тревожных событий, то ребенок будет постоянно оглядываться на родителей, смотреть в их сторону: а все ли у них хорошо. Не нужна ли им моя помощь. Если все хорошо у родителей, все будет хорошо и у ребенка. Если ребенок не имеет надежную привязанность с кем-либо из взрослых, ему будет сложнее развиваться и познавать мир. Самый простой способ это проверить – вспомнить о том, любили ли вы посещать школу. Если нет, то вопрос: почему? С чем это было связано?
Точно так же и взрослый человек, выстраивая свою жизнь, ориентируется на отношения, которые были у него с родителями и другими людьми в детстве. Если у него в личной жизни все спокойно, надежно и не надо ни за что переживать, то ему легче шагать по жизни.
Давайте посмотрим, как ведет себя ребенок с разными типами привязанности к родителям: надежной, тревожной, избегающей или дезорганизованной.
Представьте, что вы можете путешествовать во времени: сначала оказаться в детстве, а затем вернуться во взрослую жизнь. Это путешествие поможет вам понять, какой тип привязанности у вас сформировался и с какими трудностями вы можете столкнуться во взрослой жизни. И так, начинаем наше путешествие во времени.
Ребенок с надежной привязанностью:
Он спокойно переносит расставания с родителями, зная, что они вернутся, и их связь восстановиться.
С удовольствием и без страха исследует окружающий мир.
Легко адаптируется к детскому саду и школе.
Легко обращается к родителям за утешением и защитой.
Общение с родителями всегда приносит ему радость.
В общении со взрослыми он отдает предпочтение родителям, а не чужим людям.
Для такого ребенка родители – это место, где он чувствует себя в безопасности.
Теперь рассмотрим, что происходит с ребёнком, который вырос и стал взрослым. Если у нТакой взрослый способен выстраивать длительные доверительные отношения.
Он оптимистично смотрит на жизнь и с уважением относится к себе и к другим людям. У него развито чувство собственного достоинства, и он спокойно воспринимает критику.
Он не боится делиться своими чувствами и переживаниями с близкими людьми и друзьями.
Кроме того, он легко может находиться в одиночестве, не чувствуя скуки.
А что же происходит с теми детьми, которым не удалось сформировать надежную привязанность. Давайте посмотрим, как это влияет на их взрослую жизнь. Дальше, как на машине времени переместимся с детства во взрослую жизнь.
Ребенок с тревожной привязанностью:
Для такого ребенка любое расставание с родителями — это стресс.
Он боится незнакомых людей.
С трудом контролирует свои эмоции.
Когда родители возвращаются, им сложно успокоить ребенка.
Он боится отдаляться от родителей и неохотно изучает окружающий мир.
Этот ребенок вырастая, становится взрослым с тревожной привязанностью:
Ему трудно сближаться с друзьями, партнерами, с людьми в целом. Он боится неизвестности и людей.
Такие люди не верят в себя и в свои возможности. Они зависят от мнения окружающих людей и нуждаются в постоянном подтверждении своей ценности и любви.
Для них отношения крайне важны, поэтому расставание переживается ими как тяжелая утрата.
Далее, как ведет себя ребенок в детстве с избегающей привязанностью.
Он избегает взрослых.
Он не ищет у них поддержки и утешения.
Ему все равно, кто его воспитывает – родитель или другой взрослый человек. Он относится ко всем с недоверием, так как давно понял, что родители не могут быть для него безопасной гаванью.
Отличительной чертой такого ребенка является его кажущаяся независимость и самодостаточность.Он может многое делать самостоятельно.
Ему трудно сочувствовать и сопереживать другим людям.
Этот же ребенок, вырастая, становится взрослым с избегающей привязанностью.
Ему трудно строить близкие, доверительные отношения.
Он не может или не хочет делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, не показывает то, что происходит с ним.
Это очень неэмоциональный человек, который легко изолируется от общения с людьми.
Ребенок с дезорганизованной привязанностью:
Непредсказуем в своем поведении. Он может убегать, скрываться, проявлять агрессию, сопротивляться.
Боится родителей, вплоть до панического страха, так как они непредсказуемы в своем поведении и кажутся опасными.
Во взрослом возрасте человек с таким типом привязанности может столкнуться со следующими трудностями:
нестабильным эмоциональным состоянием;
трудностями в построении близких отношений. Человек с таким типом привязанности хочет отношений, но ему сложно полностью доверять людям и зависеть от них.
И так, вы побывали в своем детстве, используя машину времени, и вернулись обратно. Узнали ли вы в этом описании себя?
Литвинова Оксана