В топ–10 российских компаний из сферы онлайн–образования по итогам второго квартала 2024 года не оказалось ни одной петербургской. Однако ничего страшного в этом не видят ни эксперты, ни игроки рынка. За II квартал 2024 года суммарная выручка 100 крупнейших edtech–компаний России выросла на 22,46% по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году и составила 32 млрд рублей. Это выяснили аналитики агентства Smart Ranking, проанализировав данные более 150 предприятий, занимающихся онлайн–образованием. При этом топ–10 оказался сформирован практически целиком из компаний с московской пропиской. Для петербургских онлайн–школ в нём места не нашлось. При этом петербургские игроки утверждают, что чувствуют себя вполне уверенно в собственных нишах и не считают нужным идти на дополнительные риски и траты ради строчек в рейтингах. Исторически сложилось Топ–10 крупнейших организаций в сфере онлайн–образования, по версии Smart Ranking, на текущий момент выглядит так: Skyeng (квартальная выручка— 3,2 млрд рублей), Skillbox Holding (2,5 млрд), «Синергия» (2,4 млрд), «Яндекс.Практикум» (1,8 млрд), Getcourse (1,6 млрд), «Компьютерная академия Top» (1,4 млрд), «Фоксфорд» (1,2 млрд), «Учи.ру» (1,2 млрд), «Умскул» (1,1 млрд) и «Актион Университет» (842 млн рублей). Все компании — московские, за исключением «Умскул», зарегистрированной в Казани. Эксперты Smart Ranking выделяют положительную динамику год к году почти у всех компаний из топ–10. Рост Skyeng составил 14,4%, Skillbox Holding — 2,1%, «Синергии» — 56,3%, «Яндекс.Практикума» — 33,3%, Getcourse — 64,3%, «Компьютерной академии Top» — 96,6%, «Фоксфорда» — 31,6%, «Умскул» — 35,4%, «Актион Университета» — 23,8%. Оборот сервиса «Учи.ру» остался на прежнем показателе. А вот если сравнивать II квартал 2024 года с I, то рост отмечают только у двух организаций — Skyeng (+0,6) и «Умскул» (+23,3). Заметнее всего сократилась выручка Skillbox Holding — на 20,5%. Все остальные компании потеряли в пределах 10%. Основательница исследовательской компании Smart Ranking Дарья Рыжкова отмечает, что для обеспечения онлайн–образования не так важен город местонахождения организации, так как работа происходит в Сети и ориентирована в целом на всю страну. В то же время она подчёркивает, что возможностей для развития в столице действительно больше. «Крупнейшие российские компании расположены в Москве. Исторически так сложилось, тут больше денег и больше центров принятия решений», — говорит Рыжкова. При этом эксперт не исключает тот факт, что некоторые крупные организации, зарегистрированные в Москве, основаны выходцами из Петербурга. Региональные трудности Генеральный директор петербургского центра образовательных технологий Advance Александр Згода считает, что в онлайн–бизнесе география является скорее следствием, чем причиной. Если смотреть на нынешний рейтинг, то большая часть компаний были куплены или объединены под эгидой крупных игроков рынка, которые исторически располагались в столице. «Там любят по возможности общаться вживую, инвестора сложно передвинуть в Zoom–формат, если он сам этого не хочет. Даже если кто–то когда–то был в других регионах, они быстро мигрировали в Москву», — добавляет эксперт. Бренд–директор московской компании «Нетология» Иван Чирков, в свою очередь, согласен, что региональные edtech–игроки сталкиваются с рядом объективных вызовов, которые могут препятствовать их конкурентоспособности. Среди них он выделяет нехватку ресурсов для инвестиций в развитие бренда и качество услуг, недостаток опыта работы на рынке, а также сложности с повышением узнаваемости бренда. «Кроме того, региональным компаниям может быть сложно масштабировать ёмкость потенциального рынка и работать со спросом. Потребителей услуг в Москве кратно больше, чем в любом другом городе РФ. Это значит, что на старте можно охватить гораздо большую аудиторию. Региональным брендам зачастую надо охватывать пять–семь городов–миллионников, чтобы начать конкурировать с федеральными игроками», — уточняет Чирков. Компании онлайн–образования в регионах вынуждены разрабатывать стратегии, направленные на преодоление негативных факторов для повышения конкурентоспособности. В число необходимых тактических действий эксперт включает инвестиции в развитие бренда, улучшение качества продуктов, расширение ассортимента, использование современных технологий и поиск новых рынков. На родных берегах Несмотря на все сложности выхода на большой рынок, петербургской Advance в 2021 году всё же удалось попасть в рейтинг 10 крупнейших edtech–компаний с оборотом 478 млн рублей. Александр Згода в разговоре с «ДП» поделился, что сейчас оборот сократился в 3 раза. В перспективе на будущее Advance пока не стремится к большим показателям роста выручки. «Большие обороты требуют и большого штата. Есть множество рисков, влияющих на выручку, при этом нет доступных быстрых кредитов и других реально работающих мер поддержки. Мы не видим смысла работать в 2 раза больше, чтобы зарабатывать в 2–3 раза меньше (в чистой прибыли) и при этом нести больше рисков. Бирка топ–10 этого не стоит», — говорит Згода. При этом он подчёркивает, что компания и так является лидером в своей области — развитие когнитивных навыков и навыков ускоренного обучения. Это позволяет осторожно относиться к перспективам возвращения в рейтинг. Данные сервиса «Контур.Фокус» подтверждают описанную ситуацию. Притом что выручка основных юрлиц компании с 2021 по 2023 год сократилась с 279 млн до 93 млн рублей, чистая прибыль довольно стабильно сохраняется на уровне около 4,5 млн рублей. Это вполне может говорить о повышении эффективности ведения бизнеса. Александр Згода полагает, что положительного влияния на бизнес география головного офиса не оказывает. Почти все работают и продвигают свои продукты онлайн. «При этом однозначно в Москве есть очень платёжеспособные клиенты. По этой причине и мы основную массу наших клиентов обучаем в онлайн–формате, но свой VIP–курс по навыкам обучения для школьников проводим в столице 2 раза в год. При этом доля клиентов из Петербурга и других регионов там тоже большая — около 30%. Но Москва для всех удобнее с точки зрения логистики», — подчёркивает он. Иван Чирков отмечает, что региональные компании онлайн–образования имеют значительный показатель потенциала для развития и, вероятно, могут составить конкуренцию крупным московским организациям. Это особенно актуально в условиях, когда всё больше внимания уделяется развитию образования в регионах.