Гарантированное Конституцией местное самоуправление в Петербурге рискует превратиться в фикцию. Смольный предложил отобрать у муниципалов их основную функцию — по благоустройству территорий. С приближением зимы правительство Петербурга возобновило активность по реализации «снежной реформы», первый этап которой стартовал ещё в январе 2022 года. С 23 сентября недавно избранным главам муниципалитетов начали рассылать законопроект (есть в распоряжении «ДП»), подготовленный жилищным комитетом, который предполагает в рамках второго этапа реформы городской системы уборки с июня 2025 года передать оставшиеся у муниципалитетов полномочия по содержанию и благоустройству территорий городу. Вот только в нынешнем виде документ касается далеко не только уборки снега. Второй этап «снежной реформы» Согласно законопроекту, уборка территорий, за которые сейчас отвечают муниципалитеты, перейдёт к районным жилищным агентствам (РЖА), а содержание территорий зелёных насаждений общего пользования (ЗНОП) в части ремонта дорожек на внутриквартальных территориях, рубок деревьев и так далее ляжет на плечи администраций районов, которые для этих целей будут нанимать подрядчиков. Предполагается, что консолидация полномочий в руках госвласти повысит эффективность отрасли. Напомним, что вся цель «снежной реформы» состоит в избавлении города от «лоскутного одеяла» ведомственной принадлежности. Спустя полтора года после начала преобразований, к середине лета 2023–го, чистку внутриквартальных проездов передали от частных подрядчиков, наймом которых занимались муниципалитеты, к РЖА. Однако на этом перекраивание схемы остановилось. И чересполосицу ликвидировать, строго говоря, не получилось — под ответственностью муниципалов остались ЗНОПы местного значения (парки, скверы), газоны, а также спортивные и детские площадки. Уборку последних, правда, в начале 2024–го всё–таки передали районам, при этом обязанность следить за состоянием урн, скамеек и других элементов благоустройства на них всё равно оставили муниципалам. К середине сентября 2024–го, указывается в пояснительной записке к законопроекту, на балансе МО остаётся 74 млн м2 территорий, из которых около 57% приходится на газоны и другие зелёные зоны. Но этим инициатива не ограничивается. Согласно законопроекту, муниципалитеты лишаются практически всех полномочий по благоустройству территорий. Городским структурам хотят передать ответственность за искусственные неровности во внутриквартальных проездах, содержание спортплощадок, освещение детских и спортивных зон, размещение заборчиков, парковочных столбиков, цветочного оформления, навесов, беседок, урн, информационных щитов, а также организацию минимальных условий по доступности городской среды для маломобильных групп населения. Иными словами, муниципалитеты лишат их основной деятельности, на которую может уходить свыше половины бюджета МО. Правда, средства, которые тратят на эти цели местные власти, по большей части выделяются им из городского бюджета в форме различных трансфертов. Как отмечают авторы законопроекта, сейчас на содержание и благоустройство 1 м2 внутриквартальной территории муниципалитеты тратят от нуля до 2,78 тыс. рублей. После реформы администрация города сможет равномерно перераспределить средства. Кто должен убирать снег С точки зрения удобства уборки территорий предлагаемое перераспределение полномочий действительно принесёт пользу, считает руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец. По её мнению, централизованная и синхронизированная система сможет работать лучше, хотя и сейчас из–за разладов в работе комитетов Смольного и дефицита кадров в некоторых районах проявляются проблемы. Однако и система, при которой муниципалы отвечали за уборку, не была идеальной, напоминает она. «У них не было штатных сотрудников и техники, они привлекали через конкурсные процедуры подрядные организации. Там, где исполнители и главы местных администраций оказывались добросовестные, где не было так называемых “снежных картелей”, уборка выполнялась качественно. А там, где конкурсы выигрывали компании без сотрудников и без машин, соответственно, ничего не производилось, а деньги выплачивались», — говорит Алла Бредец. Тем не менее, отмечает она, близкие к населению местные власти могут более гибко подстраиваться под текущие обстоятельства «на земле», нежели районные администрации, особенно это касается сферы благоустройства. Единая городская структура может обладать определёнными преимуществами, не отрицает депутат МО «Ульянка» Павел Кондрашов, но муниципалитет всё равно сможет выполнять работу эффективнее. «Потому что он рядом, у нас много активных жителей, которые могут быстро сообщить: “Вот там грязный газон — уберите”. И муниципалитет не может это игнорировать. В РЖА вряд ли кто–то пойдёт — далеко. Максимум кто–то позвонит — может быть, когда–то и уберут. Потому что в общем система уборки у нас в городе до сих пор не налажена», — говорит Павел Кондрашов. Помимо этого, обращает внимание депутат, предлагаемый законопроект всё равно не сможет устранить «лоскутное одеяло». В спальных районах много земли при домах, которую должны убирать управляющие компании (которые не всегда с этим справляются), останутся зоны ответственности арендаторов помещений, владельцев ТЦ и так далее. Всю сложность с ведомственной принадлежностью территорий можно решить другим путём. Глава МО «Владимирский округ» Денис Тихоненко считает, что полномочия муниципалитетов следует расширить. Глава МО «Северный» Юрий Куликов полагает, что РЖА смогут эффективнее содержать территории — «лоскутного одеяла» быть не должно. При этом передачу полномочий по возведению объектов благоустройства депутат считает дискуссионным вопросом. Хотя и сейчас, отмечает он, основные и крупные объекты строятся с помощью городских субсидий после согласования со структурами Смольного. В жилищном комитете подчёркивают, что направленная муниципалам редакция новеллы — первичная, она ещё может быть скорректирована. «В настоящее время преждевременно давать оценки по концепции, которая находится на обсуждении. Значительный отклик не только в государственных структурах подтверждает остроту вопроса и необходимость комплексного и взвешенного подхода к его решению», — комментирует ситуацию пресс–служба Жилкома. Самоуправление без полномочий Все опрошенные «ДП» мундепы и главы МО так или иначе выступают против идеи Смольного. Категорическое несогласие с предложением выразил и председатель Совета муниципальных образований Санкт–Петербурга депутат ЗакСа Всеволод Беликов в письме с законопроектом, разосланным для ознакомления. В конечном итоге загвоздка ведь не в чисто утилитарном вопросе повышения эффективности системы уборки. В случае принятия законопроекта и без того слабое местное самоуправление (МСУ) Петербурга потеряет оставшуюся силу — муниципальные власти останутся лишь для того, чтобы содержать самих себя. По мнению Дениса Тихоненко, весь данный институт рискует превратиться в фикцию. Экс–глава МО №72 Павел Швец говорит, что на благоустройство муниципалитет в среднем тратил 50–55% бюджета, около 15% средств шло на опеку детей и порядка 20% на собственное содержание. «На все остальные полномочия шли 10–15% бюджета — это спорт, культура, профилактика терроризма, экстремизма, ДТП, выпуск газеты, всё. И встанет вопрос — зачем мы нужны в таком количестве? Потому что каждое МО — это же и совет, и администрация, у них есть юрист, бухгалтер, руководитель, подчинённые — совершенно неоправданные расходы на содержание», — прогнозирует он. В итоге создаются предпосылки для слияния и укрупнения декоративных муниципалитетов без полномочий, которые полностью ликвидировать не позволяет Конституция: статья 12 Основного закона гарантирует гражданам право на местное самоуправление, причём независимое от органов государственной власти.