Через неделю, 4 октября, стартует театральный фестиваль «Балтийский дом». Событие пройдёт в 34–й раз и продлится 10 дней. «ДП» представляет гид по основным постановкам. Программа этого года под названием «Взгляд на Восток 2» — сиквел прошлогодней. За неимением возможности привозить европейские коллективы оргкомитет фестиваля в 2023–м обратил свои взоры на Восток — в лице Индии и Ирана. Компанию зарубежным работам тогда составили постановки, привезённые из Пскова, Якутии, Калмыкии, Белоруссии и, конечно же, Москвы. В этом году география «Балтдома» выглядит ещё экзотичнее: Южно–Африканская Республика, Китай и Россия (Москва, Новосибирск, Санкт–Петербург). «Мадам Бовари» (4–5 октября, 16+) Один из лидеров прошлого и нового театральных сезонов Антон Фёдоров привозит в Петербург свою версию романа Густава Флобера, которая откроет программу «Балтдома–2024». Мечтательная и восторженная Эмма Бовари любит артхаусное кино, одевается в милые платья одной из самых любимых современными девицами марок, выходит замуж за врача Шарля, вместе с которым поселяется в одной из унылых многоэтажек типового спального района. И чтобы не закиснуть окончательно, одного за другим заводит любовников. Фёдоров сохраняет известный сюжет и героев без купюр. Разве что происходящее на сцене рождается в голове Эммы. Как будто бы. А может быть, и нет. Основное действие разыгрывается в фотостудии, месте, где многое оказывается не тем, чем кажется в реальности. Будут в этом спектакле так любимые режиссёром мультимедийные анимационные декорации, авторская музыка, смешение психодрамы и гиньоля и отличные актёрские работы. Особенно критики отмечают Семёна Шнейдерова в роли непутёвого и безвольного Шарля Бовари. «Записки покойного Белкина» (6 октября, 16+) Совместный проект Леонида Робермана и МТЮЗа. Ещё одна новейшая постановка: премьера состоялась в этом мае. Начиная с 1995 года Кама Гинкас регулярно привозит свои работы в Петербург. Так что верные фестивальные зрители на протяжении двадцати с лишним лет имели возможность воочию наблюдать эволюцию режиссёрского стиля одного из самых влиятельных театральных авторов отечественного театра. В юбилейный Пушкинский год Кама Гинкас инсценировал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» не в качестве дежурных почестей, а как естественное продолжение своей пушкинианы. Тем более что «Пушкин и Натали» (1979), «Золотой петушок» (1998) и «Пушкин. Дуэль. Смерть» (1999) уже вписаны в новейшую историю российского театра. Для Гинкаса главный отечественный поэт — источник вдохновения, способ исследовать человеческую душу, а также огромная тайна, полная мучительных вопросов, подлинной живой боли и великой красоты. «Влюблённый носорог» (6–7 октября, 16+) Спектакль, непосредственно связанный с Поднебесной, можно будет увидеть ещё до того, как на сцену «Балтдома» выйдет китайская труппа. Валерий Степанов поставил пьесу китайского драматурга Ляо Имэй «Влюблённый носорог» с балтдомовскими артистами. «Носорог» — одна из самых популярных пьес новейшего китайского театра. Премьера состоялась четверть века назад, и с тех пор её ставят едва ли не в каждой труппе. Сюжет драмы напоминает, например, фаулзовского «Коллекционера». Правда, с некоторой разницей. Смотритель зоопарка влюбляется в соседку Минмин, та отвечает взаимностью, но ненадолго. И тогда обезумевший юноша похищает красавицу, обещая бросить к её ногам все сокровища мира. Но какие могут быть сокровища у того, кто ухаживает за носорогами? Первая постановка пьесы в России. Спектакль родился из эскиза — театрализованной читки в рамках дополнительной программы фестиваля прошлого года. «Мёртвые души» (8 октября, 18+) На «Балтдом–2024» Андрей Прикотенко, хорошо известный петербургским театралам по спектаклям в местных театрах, привозит «Мёртвые души», поставленные в новосибирском «Красном факеле». Большой любитель нестандартных решений режиссёр Прикотенко с порядком заезженным гоголевским текстом работает соответствующе. В отношении каждого персонажа давно уже сложился определённый стереотип: Плюшкин — скупой, Манилов — мечтательный, Коробочка — ограниченная, Собакевич — грубиян и солдафон и так далее. Режиссёр Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» как раз и работают с устойчивыми мифами о героях, которые вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. Но какая роль отведена Чичикову в этом сюжете и куда занесёт его птица–тройка? «Быть лучшей собакой» (9–10 октября, 16+); «Система» (11 октября, 18+); «Гамлет» (10 октября, 18+) Целых три постановки приедут с Африканского континента, и это, наверное, самое большое их количество, когда–либо показанное в нашем городе. «Быть лучшей собакой» и «Система» поставлены режиссёром Сейфемо Моцвири, он же — один из основателей компании классического театра African Tree Productions и театральный педагог. Главный герой первого спектакля, который представят фестивальной публике, разумеется, собака. Самая обычная. Волей обстоятельств она меняет хозяев и попутно задаётся очень даже человеческими вопросами — ответственна ли она сама за происходящее с ней и способна ли повлиять на дальнейшее развитие событий. Ответы на эти мучительные вопросы артисты будут искать вместе со зрителями. Второй спектакль поставлен по пьесе драматурга Кгосана Текване. В её основе — документальная история трёх южноафриканских юношей, попавших в тюрьму и сумевших оттуда сбежать. С этого объединяющего события и начнётся длительное путешествие в якобы свободный мир, где герои опять столкнутся с жестокостью, предательством и бесчеловечностью. Спектакль дважды участвовал в Эдинбургском театральном фестивале. Сюжет третьего спектакля не нуждается даже в кратком пересказе, ибо известен, вероятно, и тем, кто томик Шекспира в жизни не держал в руках. Над постановкой работали Фред Абрахамс и Марсель Мейер — ведущие интерпретаторы пьес Уильяма Шекспира в Южной Африке. Премьера «Гамлета» состоялась в Кейптауне в марте 2023 года и вызвала восторженные отклики. Южноафриканский «Гамлет» поставлен почти как в елизаветинские времена, когда на сцену разрешалось выходить только мужчинам. Но исключение всё–таки будет: одну из ролей играет женщина. Какую — узнать получится, придя на спектакль, для которого авторы к тому же придумают собственное решение, напрямую зависящее от площадки, на которой он будет исполнен. Стоит добавить: во всех трёх работах национальный колорит органично соединён с традициями европейского театра. «Чудный мир гор и морей» (12–13 октября, 16+) Завершит фестивальную программу спектакль режиссера Чжао Мяо, поставленный в Чжэцзянском драматическом театре (Чанчжоу). Театр впервые участвует в «Балтдоме» и привозит постановку, уже впечатлившую зрителей по всему миру. Теперь настал черёд Петербурга удивляться. Мальчик Лео обожает всевозможные девайсы и оказывается настолько ими поглощён, что внешний мир перестаёт для него существовать. Чтобы как–то изменить ситуацию, на день рождения ему дарят телескоп и классическую древнекитайскую «Книгу гор и морей» (легенды о происхождении Китая). И подарки меняют представления героя о мире и жизни: он отправляется в волшебное путешествие по мифам своей страны, встречаясь на этом захватывающем пути со сказочными существами и чудесами. На Большой сцене театра «Балтийский дом» развернётся эффектное шоу, в котором используются технологии нового века и приёмы цирка du Soleil. Столкновение природных стихий, светлого и тёмного начал, сменяющие друг друга чудовища и божества способны заворожить зрителей любого возраста.